Пятница, 1 июля, 2022
Домой Блог

Под крылом черного орла. История символов Черниговщины и “лесной столицы” Украины от Киевской Руси до наших дней

0

С древнейших времен символом Черниговщины был черный орел. В разные эпохи герб города и края несколько менялся, но практически ни разу – за исключением советского периода – эта хищная птица не покидала свои земли

История геральдики Черниговщины, сообщает сайт chernigiv-future.com.ua, довольно сложна и уходит корнями еще в дохристианские времена этих земель.

Времена Киевской Руси

Изображения хищной птицы встречаются на вещах скифов, заселявших территорию этих земель еще до нашей эры. Подобные эмблемы также находят в поселениях полян, живших вдоль Десны в VIII-VIII веке нашей эры.

Также они появляются на княжеских доспехах. В частности в кургане «Черная могила», где по легенде был похоронен основатель Чернигова князь «Черный», был найден рог тура с выкорбленной птицей на серебряном обрамлении.

Впрочем, по мнению специалистов, это могли быть изображения не орла, а другой хищной птицы: вещего ворона, или сокола, или даже славянского языческого божества Симрагла, которое имело вид собаки с крыльями. Именно Симрагла, к слову, считают защитником и хранителем Чернигова.

Впоследствии эти образы, скорее всего, под влиянием Византии, с которой Черниговское княжество имело тесные связи через Тмутаракань, трансформировались в эмблему черного двуглавого орла, которую стали использовать черниговские князья.

Герб Черниговского княжества. Фото: wikipedia.org

В частности, высеченное изображение двуглавого орла было найдено на каменных стенах усыпальницы черниговских князей в Борисоглебском соборе, который в 1123 году построил черниговский князь Давид-Глеб Святославич.

По мнению историков, две головы орла символизировали две земли — Черниговскую и Северскую, и два центра Чернигов и Новгород-Северский, входивших в великое Черниговское княжество.

Черный цвет орла чаще всего объясняют так же, как происхождение названия Чернигова — от густых «черных» лесов, которыми была покрыта вся местность. 

Впрочем, есть и другое мнение — север для славян ассоциировался с тьмой, поэтому и цвет эмблемы северного княжества был черный.

Польско-литовские времена

Официально утвержденные символы Черниговщины появляются во времена, когда эти земли входили в состав Речи Посполитой. В 1633 году решением польского Сейма двуглавый орел с распущенными крыльями под королевской короной стал гербом Черниговского воеводства.

Таким образом, польские геральдисты фактически продолжили традицию, заложенную еще во времена Черниговского княжества. В этом решении могла быть и политическая составляющая, ведь за Черниговские земли между Речью Посполитой и Московским царством шел постоянный спор. И польские политики могли использовать двуглавого орла, который был символом этих земель еще в домонгольские времена, в качестве противопоставления более поздней московской двуглавой птице, заимствованной у Византии.

Изображение герба Черниговского воеводства. Коллаж

При этом у Чернигова в то время была своя отдельная символика. В 1623 году город получил от польского короля Сигизмунда магдебургское право, а также собственный герб, на котором был изображен святой Владислав в рыцарском доспехе с красной хоругвью в руке.

Изображение герба Чернигова. Коллаж

Святой Владислав попал на герб не случайно – этот святой был покровителем литовского князя, королевича Владислава, который в то время был администратором Черниговско-Северской земли.

Изображение святого Владислава на гербе Чернигова просуществовало до 1782 года.

Российско-имперский период

Одну из голов черниговскому орлу “отсекли” почти сразу после Переясловской Рады, где украинский гетман Богдан Хмельницкий с казацкой старшиной присягнули на верность царю. Тогда Украина фактически перешла под протекторат Москвы, которая, вероятно, потребовала, чтобы герб Черниговщины был изменен.

Герб Черниговского полка 1672-1782, Герб Черниговской губернии 1802-1856, Герб Черниговской губернии 1856-1918 (слева направо). Коллаж

В конце XVIII века, когда гетманская Украина потеряла остатки автономии черный одноголовый орел с короной, держащей в левой лапе золотой крест, стал гербом Черниговской губернии и Чернигова, потеснив из печати святого Владислава.

Под советской властью

Власть СССР особо не волновалась вопросами геральдики. Долгое время Черниговская область в составе УССР вообще не имела своего герба, кое-где на неофициальном уровне даже использовалась старая символика.

Новую эмблему областной центр получил только в 1969 году.

Герб Чернигова (1969–1992). Фото: 0462.ua

Герб был исполнен в классическом стиле соцреализма. В базе – символ советской власти серп и молот. По центру — колосья, как символ края земледельцев, слева старинная пушка — напоминание, что когда-то Чернигов был крепостью и играл важную военную роль в защите этих земель. Справа были изображены шпуля и ретора, как символы промышленного производства, расположенного в городе.

Независимая Украина

Вопрос об отказе от советской символики Чернигова встал почти сразу после обретения Украиной независимости. Уже в ноябре 1992 года городской совет постановил, что серп и молот вместе с реторой и шпулей не имеют художественной ценности и не отражают самобытности “лесной столицы” Украины. Более того произведение советских специалистов никоим образом не отвечает общепринятым законам геральдики.

Было принято решение вернуться к исторической традиции в символике города.

Гербом Чернигова снова стал черный одноголовый орел с расправленными крыльями на серебряном фоне с золотой пятиконечной башенной (городской) короной и золотым крестом в когтях.

Герб и флаг Чернигова. Коллаж

В июле 2000 года Черниговская область получила свой новый герб: черный двуглавый орел увенчанный двумя коронами, с золотым знаком Рюриковичей на синем нагрудном щитке.

Герб Черниговской области. Фото: wikipedia.org

Фактически сегодня гербы Чернигова и области стали логичным продолжением геральдической традиции, заложенной еще в дохристианские времена Киевской Руси и гармонично развивавшейся во времена Речи Посполитой и Гетманской Украины.

Древние соборы, таинственные пещеры и целительные источники. ТОП-7 святых мест Черниговщины

0

Черниговщина очень богата святыми местами. Целебные источники и старинные церкви привлекают паломников не только со всей Украины, но и из других стран.

Почти в каждом уголке Черниговской области есть своя древняя церковь, или сакральное место. Много храмов и соборов, сообщает сайт chernigiv-future.com, было построено на Черниговщине в Казацкую єпоху, но есть исторические и духовные памятники, которые сохранились еще со времен Киевской Руси.

Екатерининская церковь

Казацкий кафедральный собор святой великомученицы Екатерины недаром называют визитной карточкой Чернигова. Он первым встречает гостей, которые въезжают в город с киевской стороны.

Екатерининская церковь. Фото: oldchernihiv.com

Екатерининскую церковь завещал построить черниговский полковник и наказной Гетман Яков Лизогуб в честь героизма казаков, которыми он командовал во время штурма турецкой крепости Азов в Крыму в 1696 году. Ирония судьбы заключается в том, что к моменту, когда церковь освящали в 1715 году, крепость из-за неудачной военной кампании Петра I снова перешла под контроль Османской Империи.

Екатерининская церковь – одна из немногих, сохранившаяся до наших дней в своем аутентичном виде. Она построена в стиле классического украинского барокко XVII – XVIII веков. По мнению специалистов, именно этот собор сыграл решающее значение для развития церковной архитектуры того времени.

Антониевые пещеры

Одно из древнейших святых мест Чернигова — Антониевы пещеры, которые находятся в Болдиных горах. В дохристианские времена местные жители там поклонялись языческим богам. А в начале XI века отец русского монашества, черниговский князь Святослав Ярославович вместе с Антонием Печерским основали на месте бывших капищ монастырь.

Антониевые пещеры. Фото: wikipedia.org

По легенде, именно один из основателей Киево-Печерской Лавры Антоний, выкопал для монастыря первую пещеру. Постепенно комплекс развивался: появлялись кельи для монахов, подземные храмы и некрополи.

Сегодня общая протяженность подземного комплекса составляет более 350 метров. Из наземных зданий до наших дней сохранились: Ильинская церковь, Свято-Троицкий собор, Введенская трапезная церковь и Колокольня.

Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы в Козельце был построен чуть позже Екатерининской церкви — в 1752 – 1763 годах. Его также считают одним из лучших произведений церковного строительства тех времен.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Фото: wikipedia.org

Он был построен по заказу Натальи Разумихи в благодарность Господу за счастливую судьбу ее сыновей. А женщине было за что благодарить Бога. Ведь ее сын Алексей благодаря чудесному голосу попал к царскому двору в Петербурге, а впоследствии стал сначала фаворитом, а затем мужем дочери Петра I цесаревны Елизаветы, которая наградила мужа состоянием, титулами и фамилией Разумовский. Брат Алексея Кирилл Разумовский стал последним гетманом Левобережной Украины.

Величие благодарности семьи Разумовских Богу поражает: высота этого двухъярусного храма составляет 30 метров, диаметр – почти 32 метра. Рядом построена четырехъярусная колокольня высотой 50 метров.

Главное украшение храма, это, конечно, роскошный иконостас, который создал архитектор Петра I итальянец Бортоломео Растрелли. По легенде, этот иконостас должен был быть установлен в Смольном Воскресении Христова соборе в Санкт-Петербурге. Но якобы он не подошел по размерам. Этим воспользовался Алексей Разумовский и уговорил жену Елизавету отдать иконостас в Козелец.

Архангело-Михайловская церковь и святой источник

Каждый паломник, путешествующий по Черниговской области, обязательно должен заехать в село Полонки, которое находится в Прилуцком районе.

Архангело-Михайловская церковь. Фото: spzh.news

В центре села стоит уникальная Архангело-Михайловская церковь. Она была построена еще в 1720 году в стиле украинского казацкого барокко. Но церковь привлекает не только своей архитектурой. Там находится десница святителя Дмитрия, митрополита Ростовского, а также местночтимая икона Пресвятой Богородицы «Неожиданная радость».

Возле села находится “пещера монаха”, которую еще в XVII веке вырыл инок Киевского Межигорского монастыря. В настоящее время пещера отреставрирована и открыта для посетителей.

Но больше всего паломников привлекает целебный источник Божией Матери и Архангела Михаила, который находится неподалеку от Архангело-Михайловской церкви. 

Рядом с источником построена небольшая часовня и купальня, где каждый может окунуться в целебную воду и помолиться об освобождении от недугов.

Особенность этого источника в том, что даже в сильные морозы вода в нем не замерзает. Кроме того, в ясную погоду можно увидеть, что источник пробивается из-под земли в виде креста.

Целебный источник Божией Матери и Архангела Михаила. Фото: spzh.news

Слава о целебных способностях источника простирается далеко за пределы Черниговщины. В праздничные и выходные дни желающих исцелиться приезжает настолько много, что людям приходится стоять по несколько часов в очередях, чтобы окунуться в праздник воды.

Свидовецкий целебный источник

Еще один целебный источник в Черниговской области находится в селе Свидовец Нежинского района.

Целебный источник в селе Свидовец. Фото: orthodox.cn.ua

По легенде, в древние времена люди, которые работали в поле, нашли на земле икону великомученицы Параскевы Пятницы. Ее отнесли в местную церковь. Но на следующее утро икона из храма исчезла и оказалась в поле на том же месте, где была раньше найдена. Ее снова отнесли в церковь. Так продолжалось несколько дней, но однажды, когда косари подняли икону с земли, из-под нее забил источник. На том месте и построили часовню. 

Еще по одной легенде, целительным источником стал, когда паломники увидели в воде образ Николая Чудотворца. Точных сведений, когда источник стали считать целебным, нет.

Ильинская церковь-крепость

Если уж и путешествовать по святым местам Чернигова, то следует заглянуть в старинный казацкий город Короп, где находится Ильинская церковь-крепость.

Церковь-крепость. Фото: vue.gov.ua

Хотя этот храм сегодня находится в запущенном состоянии, он все же стоит того, чтобы этого увидели, ведь это единая церковь такого типа, которая сохранилась на левобережной Украине с казацких времен до наших дней.

Деревянная Троицкая церковь

Самая старая деревянная церковь Черниговщины находится в селе Новый Белоус. Троицкую церковь историки и специалисты считают одним из самых сакральных церковных сооружений Казацкой эпохи.

Комплекс деревянной Троицкой церкви. Фото: risu.ua

Точных данных, когда была построена эта церковь, нет. По одним источникам, год возведения – 1646, по другим — 1739.

Это всего несколько святых мест, которые стоит посетить во время визита в Черниговскую область. И каждый паломник может составить свой собственный ТОП церквей и соборов Черниговщины.

Таинственные пещеры, «железное сердце» над Десной и готический дворец. Путешествие по романтическим местам Чернигова

0

Чернигов – один из самых древних городов Украины, где каждый уголок и улица наполнены мистическими историями и старинными приданиями. За это Чернигов и называют «городом легенд».  Впрочем, его также можно назвать и «городом влюбленных». 

Архитектура и исторические памятники разных эпох, сообщает сайт chernigiv-future, создают Чернигову непревзойденную романтическую атмосферу, которую ощущает каждій, кто находится в городе.

Прогулка по Черниговскому детинцу

Одно из самых популярных мест для встреч и прогулок это, безусловно, Черниговский детинец, или как его еще называют Черниговский вал. Он расположен в центральной части города на точке слияния Десны и Стрижня.

Черниговский Детинец. Фото: janwolanski.com Фото: doba.ua

Во времена Киевской Руси Детинец был политическим, военным и духовным центром города. Сегодня – это большой парк, где находится множество памятников и исторических памятников, которые погружают всех, кто туда попал, в таинственную историю этих древних мест. В частности, там расположены Спасо-Преображенский собор — первый каменный храм города, Храм Бориса и Глеба, первое высшее учебное заведение Левобережной Украины Черниговский коллегиум, окутанный мистическими легендами дом гетмана Ивана Мазепы, 12 легендарных пушек, которые в свое время черниговские козаки получили за участие в «Северной войне», и многое другое.

Единение с природой в урочище «Яловщина»

Еще одно романтическое место — ландшафный парк «Яловщина», которій раскинулся на 110 га вдоль реки Стержень. 

”Яловщина”. Фото: wikipedia.org

Парк пользуется большой популярностью среди жителей и гостей города, ведь это самый большой в Чернигове природоохранный комплекс, где сохранено более 150 видов редких растений.

Отличительной чертой «Яловщины» является то, что там отсутствуют аллеи, однако в урочище много лесных тропинок, по которым влюбленные пары могут бродить целыми днями, наслаждаясь прекрасными видами.

Чернигов с высоты птичьего полета и таинственные пещеры

Полюбоваться видами Чернигова все желающие могут с колокольни Троицко-Ильйинского монастыря.

Троицко-Ильинский монастырь с колокольней. Фото: ravluk-go.com

В свое время это пятиярусное 58-метровое здание было самым высоким в городе. Сегодня каждый желающий за небольшую плату может подняться на смотровую площадку, с которой открывается вид почти на весь город.

После осмотра черниговских пейзажей можно спуститься в Антониевы пещеры, древний пещерный комплекс, в который входит и Троицко-Ильинский монастырь. По одной из легенд, в пещерах иногда можно встретить привидение монаха Тарасия. Поэтому прогулка по подземным тоннелям обязательно будет наполнена мистической романтикой.

Пятницкая церковь и камень желаний

Небольшая церковь святой виликомученицы Праскевы Пятницы не оставит равнодушным ни одного попавшего туда.

Вечерний вид на Пітницкую церковь и фонтан. Фото: streamlight.com.ua

Церковь была построена на рубеже XII – XIII веков. По одному из приданий, средства на ее постройку дал легендарный князь Игорь. Но самая большая ее ценность заключается в том, что это один из немногих архитектурных памятников, который сохранился с домонгольской эпохи.

Кстати, святая Праскева считается покровительницей семейного счастья, поэтому молодым парам, которые только начинают совместную жизнь, не помешает во время посещения церкви попросить у мученицы поддержки и защиты. А еще, по одной из легенд, в одной из стен храма есть камень, исполняющий желания тех, кто к нему прикоснется. 

Этот камень находится с тыльной стороны храма. Среди религиоведов существует мнение, что он может быть привезен из самого Иерусалима. Ведь в древности была традиция вмуровывать камни из святой земли в одну из стен или в фундамент церкви.

Возле церкви расположен сквер и музыкальный фонтан. Вечерами каждый желающий может насладиться светомузыкальным шоу. Неудивительно, что многие молодые пары выбирают именно это место для свиданий в весенне-летний период.

“Железное сердце” пешеходного моста

Большой мост над Десной также считается одним из популярных мест среди влюбленных.

Пешеходный мост над Десной. Фото: ru.igotoworld.com

Его «фишка» в том, что там могут пройти только пешеходы или проехать велосепидисты. Ни одно авто не помешает романтической прогулке и наслаждению волшебными видами Черниговского вала и раскидистой реки.

Кроме того, на мосту установлено «железное сердце», на которое парни и девушки вешают замочки в знак своих крепких чувств. Так что, наверное, нет ни одной влюбленной пары в Чернигове, которая бы там не побывала и не сделала фото с «железным сердцем».

Парковая «Романтика в сердце»

Не менее популярное место для постоянных фотосессий — скульптура «Романтика в сердце», которая находится в сквере Николая Попудренко недалеко от Красной площади.

Скульптура «Романтика в сердце». Фото: dost.mistaua.com.

Это небольшая садовая лавочка, над которой ветви деревьев сплелись в силуэт сердца, а где-то среди веточек спрятался купидон. Скульптура относительно новая — ​​была установлена ​​всего десять лет назад, но сегодня она пользуется заслуженной популярностью среди черниговской молодежи.

Готический дворец черниговского Дон Кихота

Еще один обязательный пункт на карте романтических прогулок по Чернигову – это, конечно, двухэтажный роскошный дворец со шпилями и готической башней, который в конце XIX века построил дворянин Григорий Глебов.

Рыцарский замок Глебова. Фото: andy-travel.com.ua

Этот помещик был удивительно эктравагантной персоной: носил большую шляпу с пером, глубокие кожаные перчатки и желтые ботфорты. Во всем он пытался подражать рыцарским традициям средневековья, за это знакомые и прозвали его черниговским Дон Кихотом. По одной из версий, именно увлечение рыцарством и побудило Глебова построить усадьбу, которая очень похожа на замок. 

Однако, есть и другая более романтическая легенда на этот счет. Якобы Глебов хотел покорить сердце француженки, которую встретил в Париже. Несмотря на все уговоры влюбленного дворянина, она отказалась ехать в Чернигов, ведь в городе не было ни одного замка. Вот он и распорядился построить такой дворец.

Впрочем, скорее всего, это лишь красивая легенда, ведь Глебов на время строительства уже был женат на дочери одного из черниговских помещиков Ольге.

В Чернигове есть еще много романтических мест и зданий. И чтобы найти свое, лучше всего самим пройтись по улочкам и вдохнуть атмосферу этого древнего города.

Святые места Черниговщины: практический путеводитель для православного паломника

0

В 988 году князь Владимир крестил Русь. Делал он это довольно жестко, огнем и мечом. Языческих жрецов казнили, а их истуканов разбивали и жгли в огне. Доставалось и простым людям, желавшим сохранить верность старым богам. Вторым по значению городом Руси после Киева, принявшим православие, стал Чернигов. В 991 или 992 году (точно не известно) здесь основали епархию. Первым черниговским епископом стал Неофит. Он приехал на Русь вместе с присланным из Византии митрополитом.

При содействии местных властей архиереи Черниговщины начали строить величественные храмы и маленькие, уютные церкви и монастыри. Находясь в храме, человек общается с Богом, рассказывает о своих проблемах или наоборот, за что-то благодарит. Для верующего в храме святыня буквально все – начиная от самого помещения и заканчивая иконостасом и самой маленькой свечой, стоящей перед иконой.

Начиная с 988 года, уже 50 поколений украинцев живут в православной вере. Они ходят в храмы, посещают обычные и праздничные службы, исповедуются, причащаются и участвуют в жизни Церкви. В этой статье, на сайте chernigiv-future, мы расскажем о самых значительных, величественных святых местах Черниговщины – храмах и монастырях.

Елецкий мужской монастырь в Чернигове

Успенский Елецкий мужской монастырь находится в 1 км от русла реки Десны на плато Болдиных гор. Адрес монастыря: город Чернигов, улица князя Черного, 1.

Как появился монастырь? На этот счет есть несколько легенд. Согласно одной из них, во времена княжения Святослава Ярославича возле Чернигова проходили люди. Они увидели необычное сияние: оказалось, что оно исходит от образа Богородицы, который неизвестно как проступил на елке. Эта святыня получила название Елецкой иконы Богоматери. На месте, где люди стали свидетелями чуда, в 1060 году построили церковь, а затем и монастырь.

Согласно другой легенде, монастырь возвели благодаря Антонию Печерскому. Преподобный известен тем, что в 1051 году основал Киево-Печерскую Лавру. С 1069 по 1072 он жил в пещере, выкопанной в Болдиных горах.

Эту гипотезу историки трактуют двояко: возможно, преподобный поначалу поселился в уже существующую обитель, а затем перешел жить в пещеру. Впрочем, возможен и несколько иной вариант: монах уговорил князя построить монастырь при существующей церкви.

Свято-Троицкий собор в Чернигове

Троицкий собор является составной частью Троицко-Ильинского монастыря, основанного в 11 веке на Болдиных горах Антонием Печерским. После набегов татаро-монгол монастырь долгое время стоял полуразрушенный. Возрождение духовной святыни началось при казачестве: в 1649 году финансовые и материальные ресурсы для этого выделил полковник Степан Подобайло.

Ансамбль собора, вместе с Трапезной, Введенской церковью и колокольней, был построен в 1679-1695 году. Своим уникальным стилем украинского барокко собор обязан архитектору из Вильнюса Иоганну Баптисту Зауэру.

Начиная с 1790 года монастырь дополнительно выполняет функцию резиденции архиепископа.

Собор находится в Чернигове по улице Толстого, 92.

Спасо-Преображенский собор

Еще одной святыней и настоящим украшением Чернигова является Спасо-Преображенский собор, который находится по адресу: улица Преображенская, 1.

Храм начали строить в 1031–1036 годах при князе Мстиславе Владимировиче. В 1036 году князь умер, а мастеров «перебросили» на другое строительство – в Новгород. Там эти специалисты построили иную святыню – храм Святой Софии.

Строительство Спасо-Преображенского собора было окончено только в середине 11 века. Храм стал главной святыней в Чернигове и во всем Чернигово-Северском княжестве.

В 1756 году в соборе произошел большой пожар. Деревянные хоры выгорели полностью и так и не были восстановлены. Кроме того, в храме сломали крещальню. Впоследствии вместо нее построили еще одну круглую башню. На обе башни собора установили огромные шпили.

Свято-Николаевский храм

Этот храм был построен в честь воинов, воевавших на территории Афганистана. Вокруг храма есть три больницы: областная, больница МВД и онкоцентр. В этом храме часто бывают люди с непростыми жизненными ситуациями, не только духовными, но и материальными проблемами. Это неудивительно: святой Николай издавна считался помощником всех нуждающихся.

Находится Свято-Николаевский храм в Чернигове по улице Михайлевича, 7.

Борисоглебский собор

Собор святых Бориса и Глеба – архитектурный памятник домонгольской эпохи, построенный во времена княжения Давида Святославовича. В 1115 году князь приказал перенести мощи этих святых в один из вышгородских храмов. Останки святых перенесли из деревянной церкви в каменную.

Через пять лет после этого умирает княжеский сын, Ростислав. В память о сыне князь начинает строительство собора Бориса и Глеба в Чернигове. В 1123 году в усыпальнице собора был похоронен и сам князь.

После нападения Батыя на Чернигов храм был разрушен до основания. Спустя время святыню восстановил митрополит Максим. На протяжении XV века собор использовался монахами.

В 1611 году Чернигов захватила Польша. В результате боевых действий собор выгорел полностью. В 1627-1628 годах его восстановили доминиканцы. С этого времени он начал функционировать как католический костёл. При католиках была достроена колокольня и сооружены другие монастырские постройки.

Во времена Богдана Хмельницкого храм снова вернулся в православную общину. В 1659 году архиепископ Лазарь Баранович перестроил храм, предоставил ему статус кафедрального.

В 1702-1703 годах новый архиерей Иван Максимович дополнил храм каменной колокольней. Говорят, что рабочие, рывшие котлован под колокольню, нашли серебряного идола. Именно из этого идола гетман Иван Мазепа приказал сделать для храма царские врата. Есть и несколько другие варианты этой легенды: серебряного идола нашли при строительстве колокольни Черниговского коллегиума или при возведении колокольни Спасо-Преображенского собора. В некоторых источниках есть упоминания о двух найденных идолах.

Ученые исследовали царские врата, но убедительных доказательств того, что они были сделаны из целого куска серебра, не нашли.

Серебряные врата были изготовлены в немецком Аугсбурге мастером Дрентветтом. На них есть герб гетмана и пластинка с годом изготовления – 1702. На воротах изображены фигуры четырех евангелистов, изображения с сюжетами «Благовещения» и дерева Моисея, на вершине которого фигура Иисуса Христа.

Сегодня Борисоглебский собор не используется для богослужений. Храм превращен в музей и является частью исторического заповедника «Чернигов древний».

Борисоглебский собор находится по адресу: улица Преображенская, 1А.

Антониевы пещеры

Наиболее популярной археологической достопримечательностью Чернигова и одновременно святым местом для поклонения верующих есть Антониевы пещеры. Они были основаны в 1069 году как пещерный христианский монастырь. Если верить древней легенде, основателями были преподобный Антоний Печерский и черниговский князь Святослав Ярославич.

Антоний Печерский приехал в Чернигов, спасаясь от киевского князя Изяслава. Здесь ему понравились Болдины горы. Именно в них и было решено основать монастырь.

Свой интерес был и у черниговского князя. В Киеве уже некоторое время существовал Печерский монастырь, снискавший большую славу. Чернигов издавна спорил с Киевом за первенство в культурной, религиозной сфере. Основав пещерный монастырь, черниговский князь надеялся повысить роль своей земли в Киевской Руси. И в значительной степени это ему удалось.

Крупнейшей церковью подземного комплекса является храм Феодосия Тотемского. Как говорят верующие, это очень намоленное место. Люди приходят сюда со своим горем и проблемами – и Бог действительно помогает.

Адрес религиозной и исторической памятки: г. Чернигов, улица Успенского, 33.

Чернигов – это святая земля, часть современной Украины и ее предшественницы, Киевской Руси. Чем старее храм, тем более намоленные в нем иконы и даже все пространство. В этом плане Черниговщине очень повезло – многие храмы сохранились с домонгольских времен. Приходите в церковь не только тогда, когда тяжело на душе, но и просто для того, чтобы полюбоваться красотой древнего зодчества, аналогов которого в мире нет.

Чернигов в начале XX века: эпоха СССР

0

Отгремела Первая мировая война, в России произошел переворот большевиков, который до сих пор там почему-то называется Великой Октябрьской Социалистической революцией. После развала Российской империи Украина получила, наконец, свой исторический шанс на развитие собственного государства. В силу разных причин этот шанс был упущен. Большинство украинцев, сообщает сайт chernigiv-future, оказались под властью СССР. Конечно, это не могло не отразиться на жизни Черниговской области и Чернигова в частности.

Строительство социализма

С 1920 года по всей стране и в Чернигове началось строительство нового общественного строя – социализма. Простые люди, как всегда, получили мало, или не получили совсем ничего.

Едва ли не единственным исключением из этого правила стало решение жилищного вопроса. Новые власти конфисковали дома у собственников и поделили «квадратные метры» на квартиры. Также была проведена национализация тех немногих предприятий, которые были в городе.

Одним из шагов молодой советской власти было составление плана развития города. Большевики поддерживали идею развития Чернигова как города-сада. Этим планом предполагалось значительное увеличение площадей зеленых насаждений. По Чернигову даже хотели пустить мототрамвай.

В 1920-х годах из Чернигова пытались сделать город-курорт. Одним из практических шагов в этом направлении стало открытие Института физических методов лечения. Институт находился в помещении одной из земских школ.

«Красные» занималась не только переделом собственности, но и «промыванием мозгов» населению. Вместо бюстов царей стали устанавливать бюсты Ленина и Фрунзе. Большинство простых людей, в частности, крестьян, ничего не понимали в политике. Поэтому воспринимали Ленина, как еще одного царя.

Большевики грабили церкви. Многие исторические и культурные памятники были вывезены в Москву. Безбожники переплавляли колокола. Каким-то чудом Марк Ванштейн, директор исторического музея, спас несколько особо ценных колоколов.

Большинство черниговских церквей превратили в склады, из католического костела сделали общежитие НКВД, а одна из синагог стала дворцом пионеров.

В 1932 году большевики провели административно-территориальную реформу. Чернигов стал центром области. Из центра города исчезли торговые ряды. Они обладали большой исторической ценностью. Убрав торговые ряды, власти освободили место для закладки Красной площади. Название этой площади не было связано с «красными». Площадь выложили красным клинкерным кирпичом. Началось формирование мелких и средних предприятий, в том числе фабрики музыкальных инструментов. К 1941 году население Чернигова достигло отметки 70 тысяч человек.

Сталинский террор и Вторая мировая война

Чернигов тяжело пережил сталинский террор 1937-1938 годов. Тысячи горожан были репрессированы. Реабилитация состоялась только через 20 лет, во времена так называемой хрущевской оттепели. К расстрелу и ссылке в Сибирь были приговорены более 8 тысяч жителей области. Известно, что людей расстреливали прямо в подвале НКВД. Сейчас это здание санэпидстанции у Центрального рынка. Убитых людей хоронили за городом возле села Халявин.

Еще большей трагедией для города стала Вторая мировая война. С 23 по 25 августа немцы массированно бомбили Чернигов. То же продолжалось еще в течение двух недель, но уже с меньшей интенсивностью. В результате центр города, формировавшийся на протяжении веков, был разрушен до основания. Советские войска защищали город как могли. Однако силы были неравные, поэтому 10 сентября Чернигов заняли немцы.

Оккупационный режим гитлеровцев был направлен на выкачку экономических и трудовых ресурсов из региона. Все уцелевшие предприятия работали на экономику Третьего рейха, людей вывозили в Германию на принудительные работы. Со временем немцы начали терпеть поражение, в том числе и от партизан. В тюрьмах и лесах начались массовые расстрелы. Так продолжалось до сентября 1943 года, когда советские войска освободили город. В результате немецкой оккупации население Чернигова уменьшилось до 11 тысяч человек.

Чернигов после войны

Специальная комиссия признала Чернигов одним из наиболее пострадавших от войны городов. Также город включили в список наиболее важных исторических городов Советского Союза. Это способствовало сохранению исторических памятников.

После войны началось восстановление. На субботниках и после работы черниговцы разбирали многочисленные развалины. Предприятия Чернигова, инфраструктуру и весь центр отстроили фактически заново.

Для восстановления составили специальный план, согласно которому город должен был превратиться в музей и парк. Было принято решение создать Аллею героев. Продолжением этой аллеи должна стать зеленая зона, проходящая через центр Чернигова.

Старинный Вал превратился в парк. В этом парке был создан сквер, посвященный Богдану Хмельницкому. Этой исторической фигуре советская власть уделяла большое внимание. Богдан Хмельницкий заключил Переяславские соглашения. Гетманщина стала автономией в составе Российской империи.

После войны архитекторы и реставраторы занялись восстановлением разрушенных и полуразрушенных достопримечательностей – Дома коллегиума, Борисоглебского собора, Екатерининской и Пятницкой церквей. К восстановлению Пятницкой церкви приложил немало усилий Петр Барановский, один из лучших архитекторов страны.

Символом послевоенного города стала Красная площадь. Она является украшением Чернигова и сегодня.

В конце 50-х годов прошлого столетия население Чернигова стало таким, каким оно было до войны. Город тогда был не очень большим, но аккуратным и красивым. Понемногу власти начали создавать из города промышленный центр. В начале 60-х годов в городе появился комбинат «Химволокно» и камвольно-суконный комбинат. Эти предприятия были самыми крупными в своих отраслях в Европе. Продукция предприятий пользовалась спросом не только в СССР, но и за границей.

В конце 60-х годов появились еще два предприятия – радиоприборный завод и завод автозапчастей. Черниговские детали использовались для создания отечественной аэрокосмической техники.

В 1951 году в городе было создано Черниговское военно-авиационное училище. Здесь готовили лётчиков-истребителей. За 40 лет это учебное заведение подготовило 6000 летчиков. Среди них было 9 космонавтов. Одним из них был первый украинский космонавт Леонид Каденюк.

В настроениях того времени преобладал оптимизм. К сожалению, продлился он недолго – до времен Перестройки, когда все недостатки СССР стали слишком очевидными. А в 1991 году Украина провозгласила свою независимость – это положило начало новой странице в истории нашего государства. Страница эта пишется до сих пор.

Как жил Чернигов в начале XX века

0

Начало XX века, сообщает сайт chernigiv-future, открыло одну из самых трагических страниц истории человечества: в 1914 году началась Первая мировая война. К величайшему сожалению, Чернигов вполне ощутил на себе все ужасы военного лихолетья: горожан тысячами мобилизовывали и отправляли воевать за царя-батюшку. Но подлинные причины войны были многим непонятны.

Чернигов в Первой Мировой войне

Российская империя, как всегда, мечтала «прирасти территориями». На этот раз на западе – до Карпат и на юге – до Балкан. Были мечты даже взять Стамбул, бывшую столицу Византии, Константинополь. По мнению политиков, это должно было в большей степени утвердить права Московии называться «третьим Римом». На страницах прессы, в том числе и Черниговской, разгонялась антигерманская истерия.

Ближе к осени ура-патриотизм в значительной степени иссяк. Причиной стали похоронки. Кто же в здравом уме будет поддерживать захватническую войну, на которой погибли твои родные?

В город привезли тело первого погибшего на фронте черниговца-офицера. А затем организовали солдатский госпиталь. Жительницы города массово становились сестрами милосердия и ухаживали за ранеными.

Вместе с войной нарастала экономическая разруха и кризис власти. Поэтому, известие об отречении царя от престола в Чернигове было встречено с восторгом. Власть на себя взяло Временное правительство. В отличие от октябрьского переворота произошло это вполне законным путем. А это давало значительные надежды на выход из кризиса и дальнейшее процветание.

Центральная Рада

Впоследствии в Украине возникла новая власть – Центральная Рада. Почти все политики Черниговской области поддержали ее. Но ясного мнения, нужно ли быть Украине независимой, не было. Большинство горожан поддерживали широкую автономию Украины в составе обновленной России. Сходные мысли были и в подавляющем большинстве других городов.

Со временем голоса за полную независимость начали звучать все громче. Да, Роман Бжеский, черниговский гимназист, публично говорил, что Украина по величине такая же, как и Германия и должна влиться в семью европейских народов. Несколько шагов в этом направлении сделала и Центральная Рада. Чего стоит только акт соединения УНР и ЗУНР! Жаль, что это произошло уже после того, как перспектива военного противостояния защитников Украины с большевиками была решена в пользу последних. Следствие проигрыша стало для Украины очень страшным – это голодомор 1933 года.

Сегодня события 100-летней давности происходят с новой силой. Та самая жестокость, та самая ненависть к Украине и всему украинскому. Но в этот раз мы не можем позволить себе проиграть!

И вернемся в ноябрь 1917 года. Власть в России захватили большевики во главе с агентом германских спецслужб, Владимиром Лениным. Скорее всего, немцы хотели управлять Россией с помощью своего посредника. Но не так случилось, как думалось. Марионетка захотела «слезть с руки» и сама править.

Возможно, именно поэтому немцы помогли украинским властям в борьбе с большевиками. Но для противостояния, к сожалению, не хватило и объединенной военной мощи двух стран. Вполне вероятно, что причиной победы большевиков явилось то, что белогвардейцы, иностранные интервенты, вооруженные силы Директории действовали в основном разрозненно, каждый преследовал свои военно-политические цели. Большевики же нарастили пропаганду среди рабочих и крестьян и победили своих врагов поочередно. Но история не знает условного падежа.

Победа красноармейцев. Начало советских времен

В январе 1918 г. в Чернигове появились первые красноармейцы. Они заявили, что прибыли сюда устанавливать советскую власть. Через 104 года то же сделали необольшевики, присланные Владимиром Путиным. Иногда у меня возникает интересное чувство – история пишется как под «копирку». А «русский мир» всегда действует одинаково, шаблонно. Никакого тебе креатива и творческой составляющей!

А тогда, в 1918 году, русских большевиков не поддержали их местные товарищи по партии. София Соколовская, руководитель местной ячейки большевистской партии, заявила, что новую власть нельзя устанавливать с помощью штыков. София Соколовская была 23-летней, культурной и хорошо образованной дамой. Она спасла от расстрелов более 70 горожан, бывших царских офицеров.

С апреля 1918 г. в Украине установилась власть гетмана Павла Скоропадского. До конца этого года горожанам удалось пожить более или менее спокойно. В январе 1919 года большевики заняли город во второй раз. В октябре их вытеснили белогвардейцы. Но через месяц власть сменилась снова. Теперь уже надолго.

В годы военного лихолетья и социальных катаклизмов большинство горожан хотели только одного – покоя и мира. Даже вернувшиеся с мировой войны офицеры создали свое профессиональное объединение – Союз трудящихся офицеров. При этом союзе постоянно действовала кондитерская, где пекли вкуснейшие пончики. В 1919 году в Чернигове вырыли комплекс новых пещер. Их назвали Алимпиевыми – по имени инициатора строительства.

Несмотря на попытки многих «отсидеться», сделать это практически было невозможно. Черниговцев забирали в разные войска принудительно-добровольно. Но кроме собственно войны был еще и террор. С разных сторон. В июле 1919 большевики расстреляли в городе 13 заложников. Среди этих несчастных были и представители элиты, в частности, Алексей Бакуринский, бывший глава Земства. Войска Деникина занимались погромами евреев. Поэтому большинству дворян и интеллигенции пришлось эмигрировать. За годы кровавого террора численность населения города уменьшилась на 6 тысяч человек. Снова расти население начало перед Второй мировой войной.

Начало 20 века стало критическим и для всей Украины, и для Черниговщины. Украина упустила огромный шанс стать наконец свободным, независимым, счастливым государством. На более чем 80 лет мы стали частью «империи зла» – СССР. Дальнейшее развитие страны происходило в духе марксистско-ленинской идеологии и социализма. Но это уже тема нашей следующей статьи.

Мистические места Чернигова и истории, от которых стынет кровь в жилах

0

Издавна людей пугало и одновременно привлекало все непознанное, мистическое, потустороннее. За границей полным-полно мест, с которыми связаны привидения, полтергейсты и легенды о настоящих монстрах – упырях и оборотнях. Но необязательно ехать далеко, чтобы пощекотать себе нервы. Достаточно просто совершить путешествие по мистическим местам Черниговщины. Хотя бы виртуальное. Вы узнаете о казацком полковнике, разъезжающем по городу в компании чертей, заброшенных церквях и проклятых могилах, наводящих страх на окружающих, призраков старинных панских поместий и ведьм, которые вызывают засуху и портят людей. Сайт chernigiv-future приглашает вас на ужасающую и одновременно веселую прогулку по Черниговщине.

«Потомок» Дракулы

Благодаря Брэму Стокеру каждый знает историю Влада Цепеша, кровожадного вампира и одновременно князя Трансильвании. Говорят, что он очень любил сажать еще живых людей на кол, а больше всего любил пить из них кровь. В Черниговской области во времена казачества жил свой, украинский «Дракула», полковник Василий Дунин-Борковский. О нем мы уже писали здесь – потому особо повторяться не будем. С этой фигурой связано мистическое место – Елецкий монастырь. Именно здесь, в Успенском соборе, 7 марта 1702 г. и был похоронен казацкий вожак. А дальше началось самое интересное: в полночь ворота монастыря открывались, из них выезжала призрачная карета, запряженная вороными конями, и ехала в имение полковника над Десной. Что было дальше? Продолжение этой истории читайте по ссылке выше.

Монах Тарасий – призрак Антониевых пещер

Если вы, находясь в Чернигове, не были на экскурсии в Антониевых пещерах, знайте, что вы потратили время зря. Болдины горы и пещерный монастырь являются одними из самых загадочных мест Чернигова. Приверженцы эзотерических учений считают местную обитель настоящим местом силы.

В первый раз пещерный монастырь упомянут в летописи 1069 года. Тогда Антоний Печерский, скрываясь от киевского князя, бежал из столицы в Чернигов. Почему он выбрал именно Болдины горы? Это точно неизвестно. Есть версия, что когда-то еще в дохристианские времена на этом месте было капище Перуна-Громовержца.

В пользу этой версии говорит то, что «болд» на славянском языке означало «дуб». А дуб как раз и был священным деревом Перуна.

Не исключено, что некая древне-мистическая сила могла вызвать к жизни паранормальные эффекты – привидений. Но если вы думаете, что призраки Антониевых пещер – только чье-то воображение или галлюцинация, вызванная употреблением алкогольных напитков, то ошибаетесь.

Существование привидений подтверждает заведующий отделом истории заповедника «Чернигов древний» Владимир Руденюк.

В 1970 году проводилось исследование пещер городской спелеологической экспедицией. В это время и было зафиксировано это необычное явление. Все работы здесь производились при свечах и фонарях – нормального освещения не было. Когда сели фонари, люди вспомнили, что оставили свечи за алтарем в церкви Николая Святоши.

Владимир Руденюк пошел за свечами по темным коридорам. Но когда поравнялся с кельей Антония Печерского, то почти умер от шока: на него смотрел мужчина, одетый в монашескую рясу! Это может показаться невероятным, но привидение было хорошо видно даже в полной темноте. Возвращаться назад пришлось без света: свечей за алтарем не оказалось. Призрак еще некоторое время стоял на том же месте, а потом просто исчез.

Этого же монаха видела в церкви Николая Святоши и одна из сотрудниц заповедника. Ученые физики решили провести исследование Антониевых пещер. Их аппаратура зафиксировала очень мощную энергетическую аномалию. Иногда привидения появляются в виде густого тумана. В этом тумане периодически просматривается, то лицо бородатого мужчины, то разные геометрические фигуры. Туристы тоже видели привидений.

Еще одним очевидцем феномена есть черниговский краевед, Александр Добрица. Он видел мужчину в рясе, окруженного каким-то очень странным маревом. Когда краевед пытался пройти сквозь привидение, то сразу исчезало, но через некоторое время снова появлялось на том же месте.

Почему возникают привидения? Свой ответ на этот вопрос есть у мистиков и экстрасенсов. Говорят, что призрак – это душа человека, который не может обрести покоя после своей смерти. Такое происходит, если смерть была внезапной или мученической. Возможно, именно так и умер этот монах, кто знает…

И наконец один довольно забавный факт: неподалеку от места появления призрака есть давняя надпись: «Господи, помоги рабу твоему Тарасию…». Поэтому местные студенты-юмористы прозвали это призрак Тарасиком.

Сокровища гетмана Мазепы

С подземельями Черниговщины связано множество рассказов о сокровищах Ивана Мазепы. Говорят, что перед поездкой к Карлу XII гетман спрятал большинство сокровищ в подвале своего дворца в Батурине. Петр Первый, царь и одновременно мстительный маньяк вроде современного Путина, полностью разрушил Батурин и гетманский дворец.

Один из слуг Мазепы рассказал царским офицерам, что знает, где спрятаны сокровища. Начались 4-дневные поиски богатств, но закончились они неудачей. Возможно, кто-то более ловкий выкопал эти сокровища раньше, а возможно гетман заклял свои сокровища с помощью магии, и теперь до них никак не добраться.

Есть еще одна довольно интересная легенда о гетмане-колдуне. Согласно одной из них, от дворца до соседнего села вел таинственный подземный ход, тянувшийся на 20 верст. В этом ходу было 12 дверей. До 12 двери невозможно было дойти с зажженной свечой в руках – огонь угасал, а все подземелье окутывала густая тьма. Этого не могли сделать не только крестьяне, но и высший церковный иерарх – архиепископ.

Если верить легенде, за последней дверью есть железный столб, а на нем – казацкая боевая сабля гетмана и шапка. Когда попы в церквях произносили Мазепе анафему, то есть церковное проклятие, все подземелье громко гудело и тряслось. Это было слышно на несколько верст вокруг.

Эта загадочная пещера была прозвана в народе «жилищем Мазепы». Люди верят в то, что дух гетмана до сих пор охраняет свои сокровища.

Поиски гетманского золота в селе Выбли

Найти сокровище хотят многие. Потому не удивительно, что своя легенда о золоте Мазепы есть и в селе Выбли Куликовского района Черниговской области. В этом селе, подобно Киеву, есть своя Лысая Гора. Где-то вблизи этой горы находится клад – карета, наполненная золотом до самого верха.

Говорят, что на местоположение клада должна указать свеча. Достаточно было взять свечу в руки и ходить с ней не зажигая. Как только человек оказывался на месте клада, должно было произойти самовозгорание свечи. Но вместо этого были другие эффекты – из-под земли доносился страшный грохот, а все кладоискатели бежали с того места.

Раз в три года сокровище можно увидеть в виде красивой лошади, сверкающей в лунном свете. Если ударить этого коня лозой, то он должен превратиться в золотые червонцы.

Есть еще одна возможность найти это сокровище. Нужно в Пасхальную ночь после всенощной, прийти на Лысую гору, держа в руках зажженную свечу. Вы можете проверить эту легенду, ведь выполнить ее условия достаточно просто!

Еще одно сокровище искали между селами Козероги и Слабин. Один из крестьян пахал здесь поле и наткнулся на что-то неизвестное в земле, сделанное из дикого камня. Местные рассказывают, что на этом месте ночью видят невероятной красоты женщину, одетую в золотые наряды. Кто эта женщина никто не знает. Возможно, это душа, охраняющая сокровище, а возможно и само сокровище, показывающее себя всем желающим его найти.

Призраки барских поместий

Панские усадьбы Черниговщины тоже могут похвастаться наличием призраков в них. Кто эти призраки? Возможно, это бывшие владельцы поместий или просто души, которые случайно заблудились между мирами.

Одним из самых мистических мест Черниговской области является Качановка – родовое имение Тарновских. Дома у этих меценатов гостили такие известные люди, как Илья Репин, Тарас Шевченко, Михаил Глинка. Именно здесь, в этом имении, Глинка очень плодотворно поработал над своей оперой «Руслан и Людмила». В местном парке есть «Беседка Глинки», когда-то расписанная сценами из его бессмертного произведения.

Судьба дворянских гнезд после революции 1917 хорошо известна: большинство поместий было разрушено жаждущими классовой борьбы крестьянами и рабочими. Но Качановке в этом плане повезло чуть больше других: ее просто разграбили. Впоследствии советские власти расположили здесь детский дом, а затем – противотуберкулезный диспансер. Медсестры этого диспансера увидели призрака первыми. По аллеям заброшенного парка начала гулять фигура в плаще и шляпе.

Местные считают, что загадочная фигура – последний владелец имения Василий Тарновский-младший. Обанкротившись, он был вынужден продать свое родовое гнездо. А после смерти ходит здесь и переживает за то, что сделали с Качановкой время и бесхозяйственность новых владельцев. Говорят, что после того, как имение восстановит свое былое величие, призрак исчезнет.

Еще одно мистическое место в Черниговской области – старинное имение в Сокоринцах. Когда-то этим имением владел род Галаганов. По одной из легенд, казацкого полковника Игната Галагана прокляли сами же казаки до седьмого колена за то, что он поддержал не Мазепу, а убийцу и помешанного маньяка Петра Первого. Этот полковник присоединился к убийствам запорожских казаков.

Царь хорошо отблагодарил за измену и подлость, дав полковнику большое богатство, в том числе имения. Но проклятие на то и проклятие: род предателя действительно прервался на 7 потомке. У Григория Галагана в возрасте 16 лет скончался сын. Мужская ветвь рода после этого исчезла. Имением стали владеть родственники по женской линии.

Сейчас усадьба заброшена. Поэтому можно ли в таком городе обойтись без паранормального? Рассказы о привидениях начались еще в то время, когда имением владел Поль Ламсдорф-Галаган. Из его мемуаров стал известен один довольно забавный случай. Гувернер-француз, узнав об истории с появлявшимся возле одной из парковых лавочек призраком, решил все проверить. Ночью он сел на ту самую лавочку и стал ждать. Вскоре появилась фигура в белом и вежливо поздоровалась с французом. Он собрался закричать, но понял, что увидел не привидение, а простого крестьянина, возвращавшегося домой под хмельком.

Гувернер рассказал о ночных приключениях, но несмотря на это, легенда о привидениях продолжила свое существование.

Нежинские привидения

Есть свои легенды о привидениях и в Нежине. Николай Гоголь вдохновлялся Нежином для своих рассказов о разной нечисти. И это неудивительно. Мистикой здесь пропитан даже воздух.

Если пройтись по бывшей Лицейской улице от педагогического университета, то можно добраться до проклятого дома. Это здание 19 века, расположенное у Благовещенского мужского монастыря, когда-то принадлежало его настоятелю Виктору Черняеву.

Окончив Киевскую духовную семинарию, в 1803 году он становится настоятелем Благовещенского мужского монастыря. Тогдашние власти не выделяли деньги на восстановление обители. Потому Виктору Черняеву приходилось использовать свои деньги и деньги спонсоров.

Некоторое время все было хорошо, пока настоятель не вступил в конфликт с черниговским архиепископом. Черняев был уволен с занимаемой должности, а дом, полностью возведенный за его счет, был отобран.

От сильной обиды Виктор Черняев проклял дом и его новых владельцев. С того момента в здании поселился полтергейст, или, как говорили наши предки – нечисть. Ночью скрипел пол, сами по себе открывались окна. А что Черняев? Он вернулся на свою родину, в Черногорию. А напоследок проклял еще и обитель.

Работа монастыря, прерванная октябрьской революцией, была восстановлена только в 1999 году. Но иногда возникают разнообразные дрязги и невзгоды, монастырь снова приходит в упадок.Продолжение рассказа о черниговской мистике – в нашей следующей статье. Если у вас есть свои интересные истории о мистике Чернигова, отправляйте их в Facebook и публикуйте сразу под этим материалом.

Лучшие музеи Чернигова

0

Основными музеями Чернигова есть: областной исторический музей имени В. Тарновского, военный исторический музей, Антониевы пещеры, музей Коцюбинского. Если вы приехали в Чернигов в туристических целях, обязательно посетите эти музеи. Благодаря этому вы глубже узнаете историю и культуру края. Подробней о лучших музеях Чернигова в нашем материале на сайте chernigiv-future.

Музей Коцюбинского

Музей Коцюбинского – это усадьба, в которой проживал известный украинский писатель, гуманист и поклонник солнечных культов. Известно, что писатель приобрел этот дом в 1898 году, когда переехал сюда из Винницы. Усадьба и ныне находится в том же виде, как при жизни художника.

Основан музей еще в сталинские времена – в 1934 году. В своем нынешнем виде он состоит из трех частей: бывшей усадьбы художника, сада и литературной экспозиции.

Основа музея – это дом писателя. Именно здесь Михаил Коцюбинский провел 15 последних и одновременно наиболее плодотворных лет в творческом смысле.

Краткая справка. Михаил Михайлович Коцюбинский появился на свет 17 сентября 1864 года в Виннице, его отцом был мелкий чиновник. Свое образование Коцюбинский получал в двух заведениях: Барской начальной школе и Шаргородском духовном училище. Самыми известными произведениями Коцюбинского являются: Intermezzo, «Тени забытых предков», «Дорогой ценой», «Кони не виноваты», «Хвала жизни», «На острове» и т.д.

Бывшая усадьба Коцюбинского – это небольшой домик, расположенный по центру уютного двора. В комнатах дома полностью сохранена обстановка и атмосфера, как при жизни литератора. На входной двери есть бронзовая табличка с надписью: «Михаил Михайлович Коцюбинский».

Несколько лет Коцюбинский использовал гостиную этого дома в качестве своего рабочего кабинета. Здесь до сих пор есть библиотека писателя, его мебель, в частности рабочий стол со всеми необходимыми принадлежностями.

В двух шкафах хранится около полутора тысяч книг. Это не только книги, которые читал Коцюбинский. Здесь есть первые экземпляры его произведений, а также произведения других украинских авторов с автографами.

Возле дома расположен сад, в котором в перерывах между написанием произведений работал Коцюбинский. Наработавшись, Коцюбинский шел пить чай в беседку и наслаждаться благоуханием трав и цветов. 

И сегодня в саду растут цветы, которые нравились Коцюбинскому при жизни. Это маки, розы и мальвы, а также агавы. Они приглянулись Коцюбинскому, когда он находился в Италии в гостях у Максима Горького. Мемориальный дом накрывает елка, которую посадил Коцюбинский собственноручно. Возраст елки по-настоящему впечатляет – ей уже больше 100 лет.

Побывав в саду, обязательно посетите трехэтажное помещение, построенное в сентябре 1983 года – это литературная экспозиция, построенная по проекту Анатолия Гайдамаки. Он является одним из лучших украинских художников-оформителей.

Самое примечательное место во всем здании – деревянная экспозиция с персонажами произведений известного литератора.

Целью создания экспозиции было ознакомление широких слоев населения с биографией писателя и самыми интересными моментами его карьеры. Посетители экспозиции могут ознакомиться с личными документами писателя, фотографиями, первыми экземплярами его произведений и многочисленными черновиками.

Музей Коцюбинского используется и как творческий центр интеллигенции всей Черниговщины. Здесь постоянно проходят литературные вечера и концерты, на которых можно насладиться звучанием народной и классической музыки. При музее функционирует кинолекционный зал – его используют различные местные общества. 

17 сентября, в день, когда родился Михаил Коцюбинский, в музее вручают награды лучшим литераторам Украины. Кроме литературных экспонатов, здесь есть экспонаты посвященные искусству вышивки и писанок.

Ежегодно музей посещают тысячи людей из Украины и из-за границы. Они едут в Чернигов, чтобы почтить самого Коцюбинского и его жену Веру Устимовну. Супруги нашли свой последний покой на Болдиной горе.

Военный исторический музей

Черниговщина имеет сложную и одновременно увлекательную историю военных побед и мужества. Ознакомиться с этими страницами истории края можно в Военном историческом музее, расположенном на улице Шевченко, 55А.

Первоначально музей был посвящен 1 Гвардейской армии, его открыли 9 мая 1985 года. Спустя 7 лет после своего открытия музей перешел в подчинение музею имени В. В. Тарновского.

В музее действуют две постоянные экспозиции и множество выставок. Одна из экспозиций посвящена военной истории края. Она начала свою работу в 1988 году. Экспозиция делится на темы: Развитие войска времен Украинской революции, Круты, «Роль жителей Чернигова в войнах второй половины 20 века» и другие. Одна из тем посвящена деятельности современного погранотряда.

Вторая экспозиция посвящена боевому пути 1 Гвардейской армии. Первое открытие экспозиции состоялось в 1985 году. В 1999 году фонды музея прошли процедуру реэкспозиции.

Кроме этих двух экспозиций, в музее периодически работают выставки, посвященные Второй мировой войне, черниговскому казачеству и т.д.

В фондах музея свыше 11 тысяч экспонатов, от фото до личных вещей военных. Материалы о боевом пути 1 Гвардейской армии составляют отдельную коллекцию.

Черниговский областной исторический музей имени В. В. Тарновского

Этот музей является одним из старейших в Украине. Найти его можно по адресу: улица Горького, 4. Основали музей 14 ноября 1896 года. Именно в этот день начала работу Черниговская губернская ученая архивная комиссия. При ней открыли посвященный истории музей.

История создания музея имеет несколько интересных страниц. В 1896 году Василий Тарновский-младший, благотворитель и меценат, написал в земскую управу заявление об открытии нового музея. Его просьбу удовлетворили через 6 лет: в 1902 году открыли Музей украинских древностей В. В. Тарновского. Основой фондов музея стала коллекция художника.

В 1923 году музей объединился с 4 другими: вышеназванным музеем архивной комиссии, помещичьего быта и искусства, этнографическим и епархиальным древлехранилищем. Через 2 года экспонаты музея переместили в помещение нынешней библиотеки имени В. Г. Короленко.

В 1932 году музей переехал на Вал. А его помещение занял обком КПУ.

После начала Второй мировой войны все фонды музея были перевезены вглубь Советского Союза, в два города – Чкалов и Уфу (Чкалов позже переименуют в Оренбург).

В декабре 1943 все экспонаты перевезли в Музей украинских древностей. Причина переезда была банальна: дом на Валу разбомбили гитлеровцы. После войны в музее открыли новые отделы и секторы, посвященные художественным, историческим и археологическим памятникам.

В 70-х годах музей возобновил свою работу на Валу. В 1979 году одну из художественных экспозиций отметили дипломом ВДНХ.

В начале украинской самостоятельности музею было снова присвоено имя В. В. Тарновского. А в 1997 году заведение получило свое нынешнее название – Черниговский областной исторический музей имени В. В. Тарновского.

Антониевы Пещеры

Антониевы пещеры Троицкого монастыря имеют большое значение не только как религиозный, но и как культурный и архитектурный объект. Полагают, что пещеры были основаны в 1069 году князем Святославом Ярославичем и преподобным Антонием Печерским. Долгое время монастырь именовался Богородичным.

Летописец подробно описал, в результате каких событий начали строить монастырь на Болдиных горах. Антоний, что-то не поделив с князем киевским Изяславом, бежал из столицы в Чернигов. Тут ему на глаза попались Болдины горы. При поддержке черниговских властей Антоний выкопал пещеру и основал монастырь, существующий до сих пор.

Как религиозный объект Антониевы пещеры развивались вплоть до 1239 года. Но потом Чернигов постигло большое горе – его уничтожили монголо-татары. Возрождать монастырь начали только в 1649 году – финансовые и материальные ресурсы для этого выделил местный полковник Степан Подобайло. Закончилась реконструкция только в 19 веке.

Общая длина Антониевых пещер – 350 м. Все ходы, пещеры и иные помещения расположены прямо в Болдиных горах. Глубина пещер разная, от 2 до 12 метров.

Для исследователей большой интерес представляет нижний ярус пещерного комплекса. Это 100-метровый участок к востоку от алтаря церкви Феодосия Томского. Этот участок практически весь грунтовый, за исключением 3 м у входа. Эти три метра укреплены кирпичом.

Пещеры использовались то для жилья, то в качестве некрополя. На втором ярусе, между церквями Феодосия Тотемского и Николая Святоши есть еще один интересный для изучения участок. Археологи нашли здесь древнерусскую церковь. Она имела впечатляющие размеры: длину – 12 м, ширину от 5 до 2 м, высоту – 3 м.

В период с 18 по 19 век Антониевы пещеры были в значительной степени перестроены. Именно в этот период создали три облицованных кирпичом церкви, в том числе храм Феодосия Тотемского. Особенность храма в том, что он исполнен в стиле украинского барокко. Сейчас это самая большая подземная церковь, расположенная на Левобережье.

Под землей расположены и два других храма: Николая Святоши и Антония Печерского. Архитектура этих церквей более простая.

Из-за высокой влажности в подземных храмах не делают деревянный иконостас. Стены в храмах каменные, а иконы сделаны из металла. Из металла делали и царские врата.

В пещерах есть две святыни: первая – это келья основателя, Антония Печерского, вторая – это останки монахов, убитых захватчиками.

В конце 60-х годов Антониевы пещеры стали составной частью архитектурно-исторического заповедника.

Музеи – это хранилище истории, культуры и традиций народа. Если вы турист, обязательно посетите музеи Чернигова. Найдите время посетить музей и, если вы местный. Ибо кто не знает своих корней, у того нет и будущего.

Портмоне: изучаем и выбираем лучшие

0

В процессе выбора данного аксессуара для себя или же на подарок часто возникает вопрос, который касается не только внешнего вида изделия, но больше даже внутренней организации. Поэтому, мы решили, что есть необходимость рассказать о портмоне больше, дабы каждый смог определить свой вид, исходя из текущего материала.

Уверены, вы видели множество образцов, но знаете ли вы их названия? В терминологии Украины нет точных названий, поэтому в общем лексиконе отлично прижились западные альтернативы.

Итак, бифолд

Версия с одним сложением. Внутри имеется вертикальная перегородка, позволяющая легко отделять, скажем, разную валюту, или купюры от чеков и несколько слотов для карточек. Производители иногда играют с декором, визуально наполняя модель одним цветом или комбинацией оттенков, в довесок предлагая хлястики с кнопкой, что делает ее более надежной.

Трифолд

Конструкция схожа с предыдущей, но складывается два раза, следственно, содержит три стороны для размещения визиток и прочей мелочи. Дизайн также бывает разнообразным. Стоит понимать, что данный кошелек более объемный, соответственно, для небольших сумок и тем более карманов будет не совсем удобной, зато подойдет любителям портфелей и тоутов.

Портмоне тревел и лонгер

Первые — отличное решение для мужчин, которые часто отправляются в командировки или путешествия, поскольку эти изделия имеют вытянутую форму. В них удобно складывать посадочные билеты, купюры и те же карточки. Модели с застежками внутри, что делает их надежными.

Лонгеры в свою очередь более тонкие, но схожи по формам. Поэтому, выбирая между этими двумя образцами, соизмеряйте свои потребности в количестве гранично допустимого наполнения кошелька перед приобретением.

Обе версии подойдут тем, у кого есть привычка носить деньги во внутреннем кармане куртки или пиджака, но и носить их в сумке никто не запрещает.

Аккордеон, и это не инструмент

Так называются продолговатые кошельки, которые внутри имеют много перегородок. Поверьте, открыв такое изделие первая ассоциация у вас будет такой же. Учитывая размер и вместительность, такой образец сойдет даже за барсетку или выполнит роль небольшой сумочки, тем более, что часто бренды предлагают в комплект небольшой ремешок, который крепится на кисти руки. Модели такого плана чаще всего производятся в сдержанных цветах, что и делает их более презентабельными.

Чтобы вы не выбрали из ассортимента рынка, рекомендуем приобретать только первоклассные брендовые варианты. Они продемонстрируют ваше внимание к деталям и избирательность, что в данном случае только приветствуется. Найти большой выбор оригинальных товаров вы можете онлайн на сайте мультибрендового магазина MD-Fashion.

Мягкое кресло из Италии – Ваш комфорт

0

Этот вид мебели имеет многолетнюю историю, но не утратил актуальности и среди современников. Производители предлагают множество вариантов и исполнений, разную цветовую гамму. Обустроить любую комнату можно с помощью мягких кресел. Остается только выбрать из всего разнообразия тот вариант, который подойдет именно вам.

К примеру, купить мягкое кресло из Италии вы можете онлайн в ТЦ 4ROOM. Богатый выбор, как и цены, помогут сделать стильную и выгодную покупку.

Наиболее распространенные виды мягких кресел

  1. Классика. Это традиционные модели, которые могут иметь подлокотники или нет.
  2. Раскладные кресла. Такие модели привлекают пользователей из-за легкой трансформации в место для сна.
  3. Еще один тип – кресла-качели. Это своего рода релакс, возможность не только посидеть в кресле, но и отвлечься от всего.
  4. Отдельно выделяют реклайнеры. Данные кресла оснащены подставкой для ног, присутствует специальный механизм для поворота. Это современные кресла.

Стоит добавить в список кресла с подъемом, бескаркасные изделия. Последний вариант снаружи похож на мешок, кресло выполнено без каркаса. Благодаря этому на него удобно сесть, почувствовав максимальное расслабление.

Чтобы ничто не помешало получить изделие вовремя, всегда можно заказать мягкое кресло из Киева с доставкой.

Параметры выбора

Хочется, чтобы кресло идеально дополняло интерьер помещения, но при этом было комфортным и функциональным. Чтобы выбрать и заказать желаемое мягкое кресло, следует не забывать о таких моментах:

  • качество и фактура материала обивки. К примеру, выбор натуральной кожи придаст креслу презентабельности. Кроме кожи, можно выбирать смело жаккард, гобелен, бархат или велюр. Бюджетный вариант – флок и микрофибра;
  • форма и размер. Компании-производители предлагают выбирать среди кресел в форме квадрата, прямоугольника, круга, конуса. Некоторые модели являются настоящими произведениями искусства, подходящими для таких же неординарных личностей;
  • наполнитель. Используют в качестве наполнения чаще всего синтепон, поролон, синтепух, или пенополистироловые шарики.

Где купить мягкое кресло из Италии?

Жители Чернигова могут ознакомиться с богатым ассортиментом изделий онлайн в ТЦ 4ROOM. Если есть возможность, лучше оценить комфорт мягкого кресла лично, то есть посидеть в нем. В случае, если такой вариант не подходит, учитывайте основные параметры выбора.

Качественные мягкие кресла от итальянского производителя дополнят ваш интерьер, добавят уют и тепло.