Вторник, 16 августа, 2022
Домой Блог Страница 3

Мягкое кресло из Италии – Ваш комфорт

0

Этот вид мебели имеет многолетнюю историю, но не утратил актуальности и среди современников. Производители предлагают множество вариантов и исполнений, разную цветовую гамму. Обустроить любую комнату можно с помощью мягких кресел. Остается только выбрать из всего разнообразия тот вариант, который подойдет именно вам.

К примеру, купить мягкое кресло из Италии вы можете онлайн в ТЦ 4ROOM. Богатый выбор, как и цены, помогут сделать стильную и выгодную покупку.

Наиболее распространенные виды мягких кресел

  1. Классика. Это традиционные модели, которые могут иметь подлокотники или нет.
  2. Раскладные кресла. Такие модели привлекают пользователей из-за легкой трансформации в место для сна.
  3. Еще один тип – кресла-качели. Это своего рода релакс, возможность не только посидеть в кресле, но и отвлечься от всего.
  4. Отдельно выделяют реклайнеры. Данные кресла оснащены подставкой для ног, присутствует специальный механизм для поворота. Это современные кресла.

Стоит добавить в список кресла с подъемом, бескаркасные изделия. Последний вариант снаружи похож на мешок, кресло выполнено без каркаса. Благодаря этому на него удобно сесть, почувствовав максимальное расслабление.

Чтобы ничто не помешало получить изделие вовремя, всегда можно заказать мягкое кресло из Киева с доставкой.

Параметры выбора

Хочется, чтобы кресло идеально дополняло интерьер помещения, но при этом было комфортным и функциональным. Чтобы выбрать и заказать желаемое мягкое кресло, следует не забывать о таких моментах:

  • качество и фактура материала обивки. К примеру, выбор натуральной кожи придаст креслу презентабельности. Кроме кожи, можно выбирать смело жаккард, гобелен, бархат или велюр. Бюджетный вариант – флок и микрофибра;
  • форма и размер. Компании-производители предлагают выбирать среди кресел в форме квадрата, прямоугольника, круга, конуса. Некоторые модели являются настоящими произведениями искусства, подходящими для таких же неординарных личностей;
  • наполнитель. Используют в качестве наполнения чаще всего синтепон, поролон, синтепух, или пенополистироловые шарики.

Где купить мягкое кресло из Италии?

Жители Чернигова могут ознакомиться с богатым ассортиментом изделий онлайн в ТЦ 4ROOM. Если есть возможность, лучше оценить комфорт мягкого кресла лично, то есть посидеть в нем. В случае, если такой вариант не подходит, учитывайте основные параметры выбора.

Качественные мягкие кресла от итальянского производителя дополнят ваш интерьер, добавят уют и тепло.

Как жилось в Чернигове под властью Литвы, Москвы и Польши

0

Феодальная раздробленность и многочисленные набеги татар привели к тому, что Черниговское княжество не смогло сохранить свою самостоятельность и стало частью Великого княжества Литовского и Русского. Изменение политического подчинения Сиверщины произошло в конце XIV века. Литовское княжество, сообщает сайт chernigiv-future, было многонациональным государством, которое включало в себя собственно литовские земли, территории Беларуси и часть территории современной Украины.

Чернигов во времена Великого княжества Литовского

Несмотря на то, что литовцы были, по сути, захватчиками, украинское население воспринимало их «как своих». Причиной тому была лояльная внутренняя политика литовских князей. Правители княжества руководствовались принципом: «мы старины не нарушаем и ничего нового не вводим». Новые правители пытались сохранить старые законы и обычаи, не ущемлявшие права местной элиты.

В исторических документах упоминается первый литовский правитель Чернигова – князь Дмитрий Корыбут. Правитель Сиверщины Свидригайло пошел в 1430 году «на повышение» – стал великим князем Литвы.

Несмотря на то, что Чернигов продолжал быть удельным центром, тогдашнюю жизнь в нем никак нельзя назвать бурной. В 1380 году князь Витовт построил здесь замок. По Десне во времена Литвы велась торговля с Московским царством, а в самом городе работала таможня. Также в исторических документах упоминается о «Домыслином дворе» и о том, что местная знать имела собственность в окрестностях города.

Чернигов под властью Московии

Через 70 лет после карьерного взлета Свидригайла Сиверщина вместе с Черниговом снова изменила свое подчинение, став частью Московского княжества. Как же это произошло? Различные исторические источники рассказывают об этом по-разному.

В 1496 году Сиверщиной стал владеть выходец из Московии Семен Можайский. Что-то не поделив с тираном-самодуром Иваном III, он попросил политическое убежище у литовского правителя. Беря во внимание высокий статус изгнанника, литовский князь предоставил ему Сиверщину для «кормления».

Через 4 года Семен Можайский ответил на это изменой, подчинив Сиверщину Московскому княжеству. Началась война. Но она только подтвердила новый «статус-кво». Черниговская земля на 100 лет оказалась во власти Московии.

Из случившегося можно сделать один из двух альтернативных выводов. Вариант первый: в крови каждого москаля живет измена. Изменив один раз, «москаль» обязательно сделает это и во второй раз. Вариант второй: Семен Можайский был эдаким «засланным казачком» Ивана III, который разработал и успешно претворил в жизнь спецоперацию. То есть «многоходовки» не являются ноу-хау «деда войны, повелителя бункера», ВВХ. Подвох, подлость, измена – это все «в крови» каждого россиянина. Хотя какие они россияне? Петр Первый украл название Русь, модифицировав его в Россию.

Украина должна вернуть наследие предков и историческое название: Русь-Украина. Страстным сторонником смены названия нашего государства является советник офиса Президента, Алексей Арестович. А ваш покорный слуга с ним полностью согласен.

Но вернемся к Чернигову и его истории. В составе Московского государства город приобретает особый статус – он превратился в хорошо укрепленную крепость. От Московии Чернигов отделяли густые леса, а от украинских земель – новая государственная граница. Поэтому московские правители решили сделать из Чернигова форпост на границе с Литовским княжеством.

В 1530-х годах в городе начали селиться «служилые люди» – «дети боярские» и стрельцы. В конце столетия местный гарнизон насчитывал более тысячи человек во главе с 2-3 воеводами. Чернигов тогда был чисто военным поселением, вся жизнь которого, в том числе экономическая, сосредотачивалась на обслуживании замка-крепости.

Современные археологи нашли на Валу остатки мастерской 16 века, производившей кожаные изделия, в том числе и обувь. Исследователи обнаружили, что тогдашние мастера производили обувь не только по местным и московским, но и по чисто европейским образцам.

Кто знает, сколько бы еще властвовали московиты на Сиверщине. Случилось так, что «не было бы счастья, да несчастье помогло». Несчастье для московского царства. После смерти Ивана Грозного в Московии начались тяжелые времена. Григорий Отрепьев, более известный как Лжедмитрий, собрал войско из польской и украинской шляхты, отправился военным походом из Киева на Москву. Свои права на престол он объяснял тем, что является сыном умершего тирана.

Планируя военный поход, Лжедмитрий понимал, что может не взять Чернигов, хорошо укрепленный город с 27 орудиями. Поэтому незадолго до похода началась информационная спецоперация: люди Лжедмитрия распространяли по Сиверщине письма, в которых было написано, что он Дмитрий является настоящим царем. И это сработало. Когда собранное авантюристом войско подошло к Чернигову, «служивые» поверили Григорию Отрепьеву и арестовали своих воевод. Став царем, Лжедмитрий не забыл о Чернигове и предоставил городу значительные льготы.

Как известно из истории, правление Лжедмитрия было недолгим. Царя убили, на Московии началась Смута – кровавая междоусобица. И тут в столичную смуту решил вмешаться польский повелитель. 

Для Чернигова это стало настоящей трагедией, потому что в 1610 году королевский ротмистр Самийло Горностай внезапным набегом захватил город и сжег его до основания. Через 8 лет война завершилась мирным соглашением, согласно которому Сиверщина вошла в состав Речи Посполитой.

Поляки на древнерусский манер создали здесь Северское княжество. Администратором новой территориальной единицы стал королевич Владислав, сын Сигизмунда III.

Польские короли хотели закрепиться здесь всерьез и надолго, поэтому поощряли шляхту и казаков из других земель переселяться в Сиверщину. Переселенцам, способным нести военную службу, предоставляли в пользование земли под городом и в самом городе. В 1623 году были восстановлены городские укрепления в пределах средневекового Детинца. 

Магдебургское право в Чернигове

27 марта этого же года город получил особую привилегию – магдебургское право. Это коренным образом изменило все правовые базы жизни горожан. На манер европейских городов в Чернигове появился орган местного самоуправления – магистрат. Руководил магистратом войт.

Это было нечто вроде современной децентрализации, но в более широком виде. Городские власти получили право устанавливать местные налоги и сборы, распределять полученные средства.

Перед государством город имел две обязанности: платить небольшие налоги и поддерживать в порядке городские укрепления на случай новой войны. Магдебургское право регулировало экономическую жизнь в городе. К примеру, было установлено, что купцы из других городов не имели права торговать на местном рынке сами. Их обязывали продать свои товары оптом черниговским купцам. Магдебургское право регулировало и земельные дела. К собственности магистрата перешла не только городская территория, но и земли вне Чернигова. Жители города могли пользоваться земельными участками за Черниговом, озерами, сенокосами и лесами.

Городские земли было запрещено продавать. Их отдавали в пользование за определенную плату (для организации производства, торговли, возведения жилых построек).

В городе появилась ратуша с часами, свой герб и городская печать. На печати было изображение рыцаря в доспехах, державшего флаг в своей правой руке. Это был не простой рыцарь, а Владислав – святой, уважаемый в католической и православной церкви.

Черниговское воеводство

В 1635 году поляки снова сменили административно-территориальное устройство Черниговщины. Сиверское княжество стало Черниговским воеводством. В Чернигове начали действовать сеймики и другие органы власти.

В то время численность населения города составляла около 2 тысяч человек. На Черниговщину активно переселялись жители других частей Украины – Галиции, Подолья и Волыни.

Формировались ремесленные цеха. Они объединяли представителей одной специальности или нескольких родственных. Руководил цехом мастер, он нанимал себе учеников (подмастерьев). В 1627 году в Чернигове действовал пекарский цех, в 1630-х появились ковальский, сапожный, скорняжный и портняжный цехи. Помимо основной деятельности, цехи могли заниматься и пчеловодством.

После вхождения в польское государство в городе изменилась и религиозная жизнь. В Чернигове возникают униатская и католическая церкви, Спасский Собор и Елецкий монастырь перешли в руки униатов, а Борисоглебский собор стал частью доминиканского ордена.

Благодаря униатской церкви в Чернигове начали печатать книги. Епископ Кирилл Ставровецкий издал сборник своих религиозных произведений «Жемчужина многоценная».

Как видим, польские власти полностью обновили жизнь города. Это развитие Чернигова продолжилось и во времена Гетманщины. Но это уже тема нашей следующей статьи.

Святые чудотворные иконы Черниговщины

0

Чудотворные иконы – это художественные работы в основном на богородичную тематику, с которыми церковь связывает мистические, сверхъестественные действия, например прекращение войн и эпидемий, исцеление людей от болезней, бесноватости и т.д. Чудо происходит непосредственно во время самой молитвы или после нее. Чудотворные иконы есть у всех христиан: православных, католиков, греко-католиков.

В Украине, сообщает сайт chernigiv-future, более 50 чудотворных икон всенационального и местного значения. В течение всей истории украинской государственности некоторые чудотворные иконы были вывезены за границу и теперь известны под другими названиями. К примеру, наша Вышгородская икона Богоматери теперь называется Владимирской. Белжскую икону присвоили себе поляки и переименовали в Ченстоховскую, Жировицкая икона отправилась в Италию, а Марие-Повчская – в Австрию.

Почему на большинстве чудотворных икон в Украине изображена Матерь Божья? Наши предки считали Царицу Небесную второй после Бога, покровительницей и помощницей во всяких бедах. Верили, что сердце Богоматери так богато любовью, что она готова помочь и простить даже мучителей Иисуса. Что уж говорить об обычных людях, кто действительно искренне раскаивается в своих грехах?

Во всем православном мире есть около 350 чудотворных икон Богородицы. Наш сегодняшний рассказ о чудотворных иконах Черниговщины.

Любецкая икона Божией Матери

Начнем с иконы Любецкой Богоматери. С этим святым образом связана одна очень любопытная легенда. Жил однажды в Любече один ремесленник. Жизнь его была не лучше, и не хуже, чем у других – имел жену и двух дочерей. Однажды отправился ремесленник по своим делам, а родные остались дома.

Мать вышла из дома, а дети играли вдвоем внутри. Играли они и как-то вздумали залезть в дымоход. Мать пришла домой и затопила печь. Дети задохнулись в дымоходе. Когда мать поняла, что сама казнила своих детей, тут же покончила с собой.

Муж приехал домой и увидел, что все его родные мертвы. Поседевший от горя муж и отец пошел в церковь, упал на колени перед иконой Богородицы и стал молиться, умываясь слезами. «Мать Божия, помилуй меня» – говорил он. И тут услышал голос: «Спеши домой». Подошел к дому, а навстречу ему уже выбежали жена и детишки.

Есть еще один вариант этой истории. Мужчина, придя домой, сам убил жену. А потом сел в лодку и поплыл по Днепру. В лодке уснул. Во сне увидел Богородицу, которая сказала, что семья жива-здорова.

День Любецкой Богоматери празднуют 19 мая.

Домницкая чудотворная икона

Домницкая икона Богоматери хранится в поселке Березна Черниговского района. В 1771 году здесь была эпидемия чумы. Икону с крестным ходом пронесли вокруг поселения – болезнь отступила. С тех пор каждый год, 8 сентября, местные собираются в крестный ход, идут в церковь прославлять Богородицу.

Ильинско-Черниговская икона

Ильинско-Черниговская икона известна как защитница против завоевателей и оккупантов. Этот образ Всецарицы был написан в 1658 году монахом Геннадием. Икона находилась в Троицком монастыре на Болдиной горе вблизи города. Спустя 4 года после написания икона начала плакать. Это видели многие жители.

Чудо стало предвестником предстоящего горя. Вскоре татары напали на Чернигов. Сам город взять не смогли, но полностью разрушили ближние поселения.

Монахи помолились Богородице, а потом укрылись в Антониевой пещере. Ночью нападавшие разграбили монастырь, но икону почему-то не забрали. Словно какая-то сила уберегла святыню от поругания. Ордынцы не вошли и в пещеру: по преданию, их испугало какое-то видение.

От Ильинской иконы исцелялись слепые, разбитые параличом, бесноватые. С иконы были сделаны копии, которые разошлись по многим другим церквям и монастырям. Одна из копий тоже считается чудотворной. Хранится она в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1962 году Троицко-Ильинский монастырь был закрыт. Икону взяла к себе на хранение одна из монахинь. С 1992 года икона находится в Елецком монастыре.

Святыня из Репок

Репкинская икона – это копия древней Владимирской иконы Богоматери. Долгое время святой образ хранился сначала в Борисоглебском, а затем в Спасо-Преображенском соборе.

Согласно указу святого Синода, икона была перенесена из селения Репки в 1740 году. Интересно, что местного жителя Якова Зубка, активно рассказывавшего о чудотворных свойствах иконы, поместили этим указом в монастырь.

С иконой связано множество чудес. Одна из прихожанок, Верещакина, украла икону и сразу ослепла. На другой день она вернула икону. Но зрение к ней так и не вернулось.

Была и прямо противоположная история. Вакуловский, священник Репкинской церкви, потерял зрение. Батюшка помолился в своей скорби Божией Матери – и прозрел.

Редьковская и Мохнатинская иконы

Мохнатинская икона

Одна из наиболее известных на Черниговщине икон происходила из поселка Редьковка, которое после аварии на ЧАЭС оказалось в зоне радиоактивного загрязнения. Эта старинная польская деревня была основана шляхтичем Разсудовским. Во второй половине 17 века поселение было передано в собственность полковому писарю Полуботку, отцу будущего Наказного Гетмана Левобережной Украины. В 1680 году новый владелец основал в деревне рудник. Село сменило свое название на Рудню Редьковскую или просто Рудню. Когда предприятие закрылось, название изменилось снова. Сначала село называли Радьковкой, а затем – Редьковкой.

Первые упоминания о чудодейственных свойствах образа датированы 1687 годом. Через 2 года Рудню посетил Даниил Туптало, церковный деятель, богослов и писатель. Данило Туптало также известен как святитель Димитрий Ростовский.

В Рудню направляли щедрые пожертвования жители Чернигова, Киева и других городов Украины. Это косвенно свидетельствует о том, что икона действительно обладала чудодейственными свойствами.

В 1690 году икона была перенесена сначала в Киево-Печерскую лавру, а затем в Вознесенский монастырь. Интересно, что после перенесения монахи начали жаловаться, что икона во многом утратила свои сверхъестественные способности.

Целебная сила святого образа перешла к другой иконе Богоматери, в село Мохнатый недалеко от Чернигова. Поклониться этой иконе приезжали представители известных казацко-старшинских семей Полуботков, Тарновских, Лизогубов и т.д. Особое внимание церкви в Мохнатом уделял гетман Иван Мазепа. Именно на его деньги построили весь иконостас.

К большому сожалению, ни икона из Рудни, ни из Мохнатина до наших дней не сохранились.

В непростое время войны всем нам нужна Божья помощь и покровительство. Если у вас есть такая возможность, помолитесь одной из чудотворных икон с верой, что на нашей святой земле опять воцарится мир и покой.

Культурный расцвет города — главные достопримечательности эпохи «Черниговских Афин»

0

Казацкие времена принесли украинскому обществу освобождение и вдохновение, а Чернигову – второй расцвет после времен Киевской Руси. В городе начали активно восстанавливаться монастыри и церкви, которые были запущены сотни лет. Первым, кто приложил руку к архитектурному возрождению города, стал полковник Стефан Подобайло. Именно при его каденции, сообщает сайт chernigiv-future, были восстановлены Ильинская церковь и пещеры.

Епископ Лазарь Баранович, полковник Василий Дунин-Борковский восстановили Елецкий монастырь, Пятницкую церковь и Спасский собор. Во всех восстановленных церквях была одна особенность: эти постройки объединяли в себе две эпохи, два стиля: древнерусский и казацкий, стиль украинского барокко. Чернигов во времена казачества стал не только культурным, но и духовным центром. В городе были две чудотворные иконы: Ильинской и Елецкой Богоматери.

Как Лазарь Баранович способствовал культурному подъему Чернигова

Своим культурным подъемом в казацкие времена Чернигов обязан многим современникам, в частности епископу Лазарю Барановичу. Он был любимым учеником самого Петра Могилы, что согласитесь, говорит само за себя. Лазарь Баранович получил прекрасное образование сначала в Киево-Могилянской академии, а затем овладел премудростью наук за рубежом.

В 1657 году Лазаря Барановича избрали епископом Чернигова. Именно после этого Лазарь Баранович становится одним из самых влиятельных людей не только в Чернигове, но и во всей тогдашней Украине.

Как человек с европейским образованием, Лазарь Баранович понимал духовную жизнь достаточно широко, а не только как необходимость каждую неделю ходить в церковь и каяться в грехах.

Лазарь Баранович имел незаурядный талант к литературному творчеству. Часть свободного времени он посвятил созданию в Чернигове типографии. Она находилась на территории Троицко-Ильинского монастыря. В 1680 году в этой типографии вышли сразу три книги: два труда Барановича, «Цветы святых отцов и венец Божией Матери», «О пяти ранах Христовых» и Псалтирь.

Типография Чернигова

Лазарь Баранович писал религиозные рассказы и стихи на трех языках: церковнославянском, латинском и польском. По некоторым данным, вместе с этими тремя книгами был издан еще и Букварь. Но, к сожалению, ни один его экземпляр до настоящего времени не сохранился.

Типография работала почти без перерывов до 1721 года. За это время здесь были изданы многие книги для богослужения, а также авторские произведения на религиозную, философскую и литературную тематику.

Ярким примером таких произведений является книга Иоанникия Галятовского «Грехи разнообразные». В этом произведении автор перечисляет все грехи, которые были в обществе того времени. Галятовский считал, что человек грешит в основном по трем причинам: по слабости, по бессознательности или по злобе. Естественно, что грехи первого и второго типа человеку прощаются, а третьего – нет. Больше всего грешат власть предержащие, торговцы и просто богатые люди. Некоторые грехи можно искупить, а за другие обязательно будет наказание.

Дмитрий Туптало в произведении «Руно орошенное» и Иоанникий Галятовский в своей «Сокровищнице» подробно описали черниговские святые иконы и монастыри. В Чернигове издавали панегирики – стихотворные похвалы известным людям. Например, Ивану Мазепе Ян Орновский посвятил панегирик «Муза Роксоланская о триумфальной славе Ивана Мазепы».

Выпускали в черниговской типографии и учебники. Например, Лаврентий Крщенович написал «Ораторскую Илиаду». Это было руководство на латинском языке для изучения риторики.

Книги старались красиво оформлять. Издатели делали красивый и выразительный титул, текст украшали вязью, рамками на полях, красной строчкой и т.д. В качестве украшений очень активно использовался растительный орнамент, а также изображения пейзажей, животных и людей.

Черниговский коллегиум

Чернигов прославился не только своими церквями и типографией, но и коллегиумом. Идея создания учебного заведения в Чернигове принадлежала Лазарю Барановичу. Благодаря ему открылась школа при Борисоглебском монастыре. Именно коллегиумом школа стала при преемнике Лазаре Барановиче, Иоанне Максимовиче.

Черниговский коллегиум был одним из самых первых. Ориентируясь на Чернигов, коллегиумы открыли в Харькове и Переяславе-Хмельницком. С точки зрения учебного процесса Черниговский коллегиум взял все лучшее, что было в Киево-Могилянской академии.

Центральным предметом в коллегиуме был латинский язык. Ученики должны были наизусть цитировать некоторые произведения Аристотеля, Тита Ливия, Вергилия, Овидия и Цицерона. Все эти произведения написали язычники. И то, что в коллегиуме изучали эти произведения, свидетельствует об очень большом уровне толерантности среди тогдашнего населения. Чтобы лучше усвоить латынь, ученики должны были не только изучать произведения, но и разговаривать на латыни после уроков. Поэтому черниговцы называли коллегиум латинской школой. Кроме латинского языка, в коллегиуме изучали славянский, польский, немецкий и французский.

Учащимся преподавали основы натурфилософии (совокупность естественных дисциплин), математику, рисование, музыкальное искусство, поэтику, риторику и многое другое.

Одновременно в коллегиуме обучалось до 200 учащихся. Точное количество обучавшихся было неизвестным – и вот почему. Ученик мог прийти на обучение в любой момент и точно также в любой момент вернуться домой. Когда синод РПЦ направил запрос о количестве студентов, местный епископ написал, что подсчет курсантов не ведется. Обосновал это традициями свободы украинского народа.

Для того чтобы перевестись из одного класса в другой, ученик должен был иметь определенную совокупность знаний, умений и навыков. Естественно, что обучаемость у всех была разной. Одни ученики за один год овладевали материалом нескольких классов, а другие, наоборот, «просиживали штаны» в одном классе несколько лет. Никакого обязательного перевода из класса в класс, как в современной украинской школе не было. На мой скромный взгляд это вполне справедливо.

Учителей было немного. Им в учебном процессе помогали аудиторы – лучшие учащиеся старших классов. Для оценок использовали латинские слова, характеризующие способность и отношение к обучению ученика, его умственные способности. Довольно распространены были оценки «старательный» или «тупой».

В коллегиуме могли учиться все учащиеся, независимо от материального и социального положения своих родителей. Для содержания бедных учеников существовало специальное общежитие – «бурса». На содержание «бурсаков» давали деньги благотворители и церковные приходы.

Понятно, что поступлений от меценатов хватало не всегда. Поэтому по выходным бурсаки ходили по городу, развлекали всех церковным пением и так зарабатывали деньги и продовольствие.

Коллегиум был «кузницей кадров» для казацких канцелярий, выпускники продолжали обучение в зарубежных университетах, становились священниками, музыкантами, а также академиками. Одними из известнейших выпускников были Марк Полторацкий и Петр Загорский. Первый стал руководителем придворной капеллы в Санкт-Петербурге, а второй – российским ученым-медиком.

В конце 18 века была идея превратить коллегиум в университет. К сожалению, эта задумка так и не была воплощена в жизнь, а Чернигов упустил хороший шанс стать одним из центров украинского высшего образования.

До 1700 г. школьники учились в стенах Борисоглебского монастыря. В этом году была построена трапезная церковь с колокольней высотой 36 м. В то время сооружение было самым высоким в городе. Колокольня использовалась для обучения учащихся. Поэтому она получила еще и альтернативное наименование – здание коллегиума.

Интересный факт. На гербе коллегиума был изображен образ Непорочного зачатия Девы Марии. Это свидетельствует о чрезвычайной религиозной толерантности, терпимости. И это – несмотря на многочисленные войны с поляками, которые были и являются католиками.

Монастыри и церкви Чернигова

Украшением казацкого Чернигова был не только Коллегиум, но и многочисленные церкви и монастыри. Перед самым концом казацкого государства в Чернигове было 4 монастыря: Елецкий, Ильинский, Борисоглебский и Пятницкий. Иван Мазепа поддерживал черниговские святыни. Он часто бывал в городе не с пустыми руками – привозил местным церквям многочисленные и драгоценные подарки.

Еще одним поборником христианских святынь был полковник Стефан Подобайло. Благодаря его меценатству, в середине 17 века началось восстановление пещерного монастыря. При поддержке казацкого вожака была достроена Ильинская церковь. Формы и стиль храма полностью соответствуют украинскому барокко.

Современные размеры этой церкви таковы: ширина – 7,5 м, длина – 21,6 м.

Самым известным образом монастыря является чудотворная икона Ильинской Богоматери. В 1662 году икона начала мироточить. Предполагали, что это стало предвестником тяжкой судьбы Украины во время Руины: большая часть страны была опустошена многочисленными войнами. Поэтому неудивительно, что к этой иконе приезжали молиться отовсюду. Среди многочисленных паломников был Иван Мазепа.

В 1670-х годах рядом с пещерами начали строить новый монастырский комплекс. Сначала появилась трапезная церковь, а затем – и Троицкий собор, ставший крупнейшим православным храмом города. В строительство собора вложил немало средств Мазепа. Говорят, гетман не пожалел на доброе дело 10 тысяч золотых монет.

Для строительства собора пригласили Иоганна Баптиста, архитектора из Вильно. Тот факт, что эту работу доверили мастеру из другой страны, свидетельствует о широких культурных связях казацкого государства. А также – о желании тогдашней элиты использовать все самое лучшее, что было в европейской культуре. Интересно, что этот храм соединил православные и католические традиции. Согласно первым, храм получил апсиды в своей восточной части, а согласно вторым – ниши для статуй святых. Но в православных храмах не принято ставить статуи. Поэтому внутри ниш нарисовали образа. Внутри храм тоже покрыт росписями. К большому сожалению, аутентичный иконостас и роспись не сохранились.

Троицкий собор – самый большой в Чернигове. Размеры храма таковы: длина – 43 м, ширина – 27 м, а высота – 35 м. Церковь имеет 5 куполов, а если учесть размещенные на фасадной части башни, то семь.

Высочайшее сооружение Троицко-Ильинского монастыря – это построенная в конце 18 века колокольня. Эта колокольня имеет 5 ярусов и высоту 58 м.

Екатерининская церковь

Еще одним памятником черниговскому казачеству является Екатерининская церковь. Освященная в 1715 году, она является классическим образцом местной архитектуры в стиле украинского барокко.

Интересно, что внешний вид Екатерининской церкви почти не изменился. Сейчас она выглядит почти так же, как и 300 лет назад. Размеры храма: 30 на 25 м, высота – 32 м. Археологи считают, что на месте Екатерининской когда-то стояла древнерусская церковь.

Построили церковь дети Якова Лизогуба. Они прославились благодаря многочисленным походам на турок.

Кроме каменных храмов в Чернигове было много деревянных. Около 75% домов имели соломенные крыши – это традиционный признак украинской народной архитектуры. Застройка была хаотичной, поэтому только по двум улицам могли разъехаться кареты.

До сегодняшнего дня сохранилась только одна древняя улица – Горького. Когда-то она называлась Гончая.

Тесная застройка и большинство деревянных построек – эти два фактора повлекли за собой шесть больших пожаров с 1718 по 1750 год. Последний пожар стал настоящей трагедией для города. Центр Чернигова выгорел полностью, пострадали многие храмы, в том числе Спасский собор.

«В себя» город пришел только через несколько десятков лет.

На этом рассказ о культурном Чернигове казацких времен будем считать законченным. Наша последующая статья будет посвящена жизни Чернигова в составе Российской Империи.

Кто похоронен в Черной Могиле

0

У истоков государственности Киевской Руси, а значит и нашей с вами, стоят три города: Киев, Чернигов и Переяслав. Археологи говорят, что территория Киева была заселена еще 20-15 тысяч лет назад (так называемая Кирилловская стоянка). Первые поселения на территории Чернигова появились во II тысячелетии до новой эры. В III-V веке на территории Александровки и современного лесопарка Яловщина существовало несколько славянских поселений.

Первое организованное поселение на территории Чернигова возникло в последней четверти VII века. Находилось оно в юго-западной части современного Вала (Детинца). Непосредственно на Валу, сообщает сайт chernigiv-future, археологи обнаружили следы вспаханного поля. Первые поселившиеся здесь черниговцы рубили лес, корчевали пеньки, пахали землю и сеяли зерновые культуры. Эти люди принадлежали к племени северян, одного из крупнейших восточнославянских племен, живших на территории от Десны до Северского Донца. Археологи сходятся во мнении, что древний Чернигов мог быть центром одного из небольших племен северян.

Чернигов в составе Киевской Руси

Известным Чернигов стал, лишь став частью крупного государственного образования – Киевской Руси. Известно, что в 884 году князь Олег завоевал северян, наложил на них дань и запретил давать дань хазарам.

В 907 году, победив Византию, Олег приказал ее жителям платить дань Киеву, Чернигову, Переяславу и другим городам протоукраинского государства. То есть в то время Чернигов занимал второе место после столицы, играя роль этакого древнего Харькова.

О Чернигове упоминает и византийский император Константин Багрянородный. Император составил подробное описание городов Руси, с которыми торговала его страна. Среди них был и Чернигов.

Еще одним доказательством значения старого Чернигова стали древнерусские курганы. В самом городе и его окрестностях археологи зафиксировали около 100 курганов. Покойников в них хоронили двумя способами: традиционным, как сейчас, и сжиганием, на языческий манер. Нередко рядом с погибшим в бою воином хоронили специально убитого коня или женщину.

Наиболее известный черниговский курган – Черная Могила. Расположено захоронение возле дома культуры «Строитель». Методом радиоуглеродного анализа археологи установили примерный возраст кургана, между 948 и 968 годами.

Первым, кто раскопал Черную Могилу, стал археолог Дмитрий Самоквасов. Сделал он это в 1872-1873 годах. Профессор нашел княжеские вещи: туровые рога, отделанные серебром и изображение скандинавского бога Тора. Черная могила – самый крупный княжеский курган Европы.

Между 948 и 968 годом на черниговском престоле сидел князь Игорь. Он был племянником знаменитого мужа княгини Ольги. Правителя Чернигова прозвали «Черный». Происхождение прозвища неизвестно.

Князь имел двоих детей, Предславу и Владислава. Княжна тоже называлась Черная.

О детях Игоря мы знаем благодаря договорам с Византией. Владиславу и Предславе греки выплачивали немалые средства в качестве дани.

Кто лежит в черной Могиле

В Черной Могиле раскопали останки трех человек: взрослого, подростка и женщины. Взрослый – это сам князь, подросток – его сын, а женщина – наложница князя. Версию о том, что это могла быть жена правителя, исследователи отвергли, ведь она скончалась раньше.

Интересно, что наложницу, которую убили и похоронили вместе с князем, следовало считать после смерти княгиней.

Крупнейший курган Европы насыпали шлемами

О происхождении кургана свидетельствуют не только найденные предметы, но и высота Черной Могилы – 10 метров. Вероятно, в погребении черниговского правителя принимало участие почти все Левобережье.

Интересно, что князя похоронили не как викинга в лодке, а как местного. Наложнице дали выпить специальное снадобье, а затем женщину удавила жрица культа Мары, богини смерти.

В Чернигове есть Марьин Гай. Это болотистая местность, где по древним легендам и проживала грозная богиня смерти.

Костер, на котором сожгли князя, был виден на десятки километров за Десной.

Сегодня участники похоронной процессии бросают в могилу по три пригоршни земли, отдавая последнее уважение умершему. Нечто схожее было и в старой Руси. Землю насыпали шлемами и щитами. Желающих попрощаться было много – именно поэтому курган и получился столь большим.

Чернигов основали задолго до момента захоронения. Итак, в Черной Могиле – точно не тот, кто основал город.

Княжна Черная покончила жизнь самоубийством

Трагически кончилась не только судьба князя и его сына, но и судьба Черной Предславы. Историки полагают, что княжна погибла во время одного из набегов хазар. Предслава выстрелила из своего лука в захватчиков, а затем выбросилась из окна, чтобы не достаться хазарскому хану, который хотел жениться на ней.

Народная версия несколько иная: Предслава любила обычного воина, а ее желали выдать за древлянского князя. Как бы там ни было, финал одинаков – трагическая гибель княжеской дочери.

Курган Предславы, вероятно, находился рядом с пожарной частью. Его разровняли в 1851 году, во время постройки.

Прочие курганы Чернигова

Черная могила – далеко не единственный древнерусский курган Чернигова. На Болдиных горах находятся курганы «Безымянный» и «Гульбище». Курган «Гульбище» имеет высоту 8,5 м и диаметр 22 м. Первую раскопку здесь провел археолог Д. Я. Самоквасов в 1872 году. Самой интересной вещью, найденной в этом кургане, стал очень большой меч. По расчетам его общая длина была 126 см, ширина клинка – 6,5 см, длина клинка – 105 см. Ручка меча была украшена тремя рядами камней и серебряными насечками. Мечи 10 века обычно имели длину до 90 см. Таким образом, в кургане «Гульбище» нашли один из самых крупных древнерусских мечей. По самым смелым предположениям, он принадлежал былинному герою Илье Муромцу.

Курган «Безымянный» расположен от «Гульбища» на расстоянии 15 м. Курган «Безымянный» имеет высоту 5 м и диаметр 21 м. В этом захоронении нашли много вещей: ножи, серпы, топоры, удила, обручи от деревянных ведер и даже аккуратно сложенные отрезы грубой ткани.

Язычники верили, что все это необходимо умершему в его потусторонней жизни.

От какого слова происходит название Чернигова

В конце статьи попытаемся выяснить, от какого слова происходит название города. Это точно не прозвище правителя. Маловероятно, что название города имеет нечто общее и с черными лесами.

Исследователи считают, что «черни», «церни» могло означать «красивый». Есть вероятность, что это какое-нибудь готское слово. Но какое именно? Ответить на этот вопрос – задача будущих поколений историков и археологов.

Княжна-воин, призрак монаха и проклятая любовь Мазепы. Какие тайны хранят легенды Чернигова

0

Древний Чернигов пропитан мифами, легендами и мистическими историями, которые рассказывают про жизнь этих местах от древнейших языческих времен до наших дней. Подробней об этом в нашем материале на сайте chernigiv-future.

Чернигов – один из самых древних городов Украины. Он помнит и Киевскую Русь, и Казацкие времена и Царский период. Его улицы, дома, церкви и курганы хранят множество мифов и мистических историй. Именно за это его и называют «городом легенд». 

Легенда о князе «Черном» и его дочери Предславе

Существует несколько версий, как город получил свое название. Самая романтическая из них возвращает нас в древние дохристианские времена Киевской Руси. Легенда говорит, что в X веке городом правил племянник киевского князя Игоря Рюриковича Игорь по прозвищу “Черный”.

У него была дочь Пердслава, которая была известна своими военными умениями – хорошо владела мечом, метко стреляла из лука и ездила верхом. Но еще больше княжна славилась своей неземной красотой.

Однажды про нее узнал Хазарский Каган, которому Игорь тогда платил дань. Он захотел жениться на Предславе. Отец сначала согласился, но дочь выступила против.

Отказ разозлил Кагана и он привел под город большое войско. Но жители не испугались, они во главе с Игорем вышли защищать свои дома и красавицу-княжну. Разгорелось кровопролитное сражение.

Пока Игорь сражался, группа предателей попыталась захватить Предславу, чтобы передать его хазарам и стать новыми правителями города. Они ворвались в покои девушки, но она дала им достойный отпор. Княжна отстреливалась из лука, нескольких нападавших убила, а когда закончились стрелы, чтобы не достаться врагам, выпрыгнула из окна и разбилась насмерть. Тем временем ее отец погиб в бою.

Бытует мнение, что погибшие князь с дочерью могли быть похоронены в высоком кургане в центре города, который впоследствии получил название Черная могила. Этот курган высотой в 11 метров и диаметром 40 метров сохранился до наших дней и считается одним из самых больших курганных захоронений языческих времен.

Курган Черная могила. Фото: kolokray.com

По легенде, Чернигов получил свое название именно в честь князя Черного и его дочки Предславы.

Впрочем, врядли эта версия соответствует действительности. Ведь впервые в летописях Чернигов упоминается в 907 году, в то время как Игорь «Черный» правил в городе в период с 948 по 968 годы.

Существуют и более тривиальные объяснения происхождения названия города: то ли из-за густых «черных» лесов, росших в той местности, то ли из-за похожих на косуль серн, которые водились там в большом количестве, а может и в память о древнем народе Чорные клобуки, который когда-то заселял эти земли. Точно ответить на вопрос, как Чернигов получил свое название, не сможет никто.

Легенда об Илье Муромце

Черная могила – далеко не единственное захоронение в Чернигове, которое хранит тайны прошлых дней. Так, в Болдиных горах сохранился еще один древний курган «Гульбище». По легенде, там был похоронен известный былинный герой Илья Муромец.

Илья Муромец может быть похоронен в Чернигове. Фото: wikipedia.org

К такому выводу пришли в ходе раскопок. В середине кургана было найдено старинное захоронение мужчины, женщины и лошади. Размер оружия, кольчуги и других доспехов свидетельствует о том, что умерший был великаном-воином. Так длина меча составляла 126 см, вес –10 кг. Чтобы умело пользоваться таким мечом, его обладатель должен обладать большой силой и быть ростов выше двух метров.

Кроме того, существует мнение, что мифический богатырь родился не под Муромом во Владимирской области России, а на Черниговщине в селе Моровск, которое раньше имело Муромск.

Легенды Антониевых пещер

Еще одно мифическое место в Болдиных горах – Антониевы пещеры. До прихода христиан там были языческие капища. В начале XI века князь Святослав Ярославич вместе со святым отцом Антонием Печерским основали там Богородицкий монастырь.

Антониевы пещеры. Фото: igotoworld

Во время татарского нашествия пещеры служили укрытием для местных жителей. По легенде церковь, стоящая на входе в пещеры, исчезла на глазах у захватчиков и они, испугавшись такого чуда, отступили. Якобы это произошло в День святого пророка Илии, поэтому в его честь монастырь переименовали в Троицко-Ильинский.

Еще одна история рассказывает о таинственном силуэте монаха, который иногда можно увидеть в одном из туннелей пещерного комплекса. Возле того места на стене есть надпись: «Спаси, Боже, раба Твоего Тарасия».

Так и появилась легенда о призраке монаха Тарасия. По мнению местных жителей, это дух одного из священнослужителей, которых в древности хоронили прямо в стенах пещер.

Камень желаний Пятницкой церкви

Пятницкая церковь – одна из самых древних в Чернигове. Она была построена в конце XII в начале XIII века.

Пятницкая церковь. Фото: wikipedia.org

Вокруг нее ходит много легенд. В частности, говорят, что ее построили на средства знаменитого князя Игоря Святославовича, героя поэмы «Слово о Полку Игореве».

Еще одна легенда рассказывает, что во время захвата города монголо-татарами Пятницкая церковь стала последним убежищем для уцелевших жителей. Монахи защищали ее до тех пор, пока у них не закончились запасы воды и пищи. После этого, чтобы не попасть в плен, они поднялись на колокольню и оттуда бросились прямо на копья захватчиков.

Но наиболее популярная легенда о Пятницкой церкви рассказывает о камне желаний, вмурованном в одну из ее стен: если к нему прикоснуться и загадать желание, то оно обязательно забудется.

Камень желаний. Фото: cheline.com.ua

Проверить это может каждый, кто посетит Чернигов.

Однажды вокруг этого камня возник скандал. Во время ремонтных работ его почти полностью замуровали в цементную смесь, что вызвало негодование у жителей.

Проклятая любовница и тайное сокровище Мазепы

История дома, где в казацкие времена проживал полковник Яков Лизогуб, а затем была канцелярия Черниговского полка, окутана мистической тайной. Поговаривают, что одно время этот дом принадлежал гетману Ивану Мазепе. Якобы где-то в подвалах этого дома он и спрятал часть своих сокровищ, которые до сих пор никто не может найти.

Мотря Кочубей и Иван Мазепа. Фото: povaha.org.ua

Кроме того, в этом доме старый гетман встречался со своей молодой любовницей Мотрей Кочубей, которая к тому же была еще и его крестницей. За эти греховные отношения мать прокляла девушку – по церковным законам крестный не может заключать брак и иметь отношения с крестницей. 

Трагизма этой истории добавляет, что отец Ольги генеральный писарь и генеральный судья Войска Запорожского Василий Кочубей был причастен к заговору против Мазепы, за что его казнили в 1708 году.

Люди говорят, что каждый год в полночь на Пречистую у дома Лизогуба в Чернигове появляется призрак Мотри, бедная девушка бросается к прохожим, и просит осенить ее крестным знамением, чтобы снять проклятие матери. За это она обещает раскрыть тайну, где находится клад ее любовника Мазепы.

Царский подарок гетмана

Еще одна легенда, связанная с Иваном Мазепой, рассказывает историю появления в Борисоглебском соборе позолоченных серебряных царских ворот.

Серебряные ворота. Фото: www.ukrinform.ua

Считается, что именно известный гетман сделал городу такой ценный подарок. Эту версию подтверждает тот факт, что на воротах запечатлен герб Мазепы, а также клеймо мастеров из немецкого города Аугсбурга, изготовивших этот шедевр ювелирного искусства.

Придание говорит, что при строительстве Черниговского коллегиума рабочие выкопали из земли гигантского серебряного идола язычников. Якобы Мазепа отдал приказ его расплавить, а полученное серебро выслать мастерам в Германию.

Впрочем, в этой истории есть один интересный нюанс. По легенде, языческий идол весил примерно 50 кг. В то же время чистый вес серебра на царских воротах, сохранившихся невредимыми до наших дней, составляет чуть более 20 кг. Куда делась большая половина серебра, неизвестно: возможно, пошла на отделку изделия и оплату работы мастеров, а возможно осталась в сокровищнице гетмана.

Тем не менее, серебряные царские ворота сегодня являются одной из самых ценных церковных украшений Казацкого времени. И каждый желающий может их увидеть, посетив Борисоглебский собор в Чернигове.

Украинский Дракула

Еще одно черниговское придание, сохранившееся со времен гетманов Мазепы и Самойловича, рассказывает жуткую историю о богатом казацком полковнике Василии Касперовиче Дунине-Борковском, которого называют «украинским Дракулой».

Василий Касперович Дунин-Борковский. Фото: uamodna.com

Еще при жизни его поведение вызвало много кривотолков. Он не любил появляться на людях днем. Как правило, встречи и совещания проводил поздним вечером, или даже ночью.

Но самое страшное началось уже после смерти полковника. По легенде, каждую полночь покойник вставал из могилы и на Черной карете ехал в свое имение, где бродил по комнатам до утра. Потом выходил во двор и стоял рядом со старым колодцем, указывая на него пальцем, пока не исчезал с криками первых петухов.

Кроме того, в округе начали исчезать люди, их находили мертвыми и обескровленными. Жители считали, что это полковник-упырь выходит из склепа, чтобы пить человеческую кровь.

Придание говорит, что однажды у горожан лопнуло терпение, и они во главе с епископом ночью устроили крестный ход и остановили призрачную карету на Красном мосту. Будто бы мост разрушился, полковник-упырь исчез в реке, а карета превратилась в облако и началась сильная гроза.

Когда люди пошли к склепу и достали тело полковника, он выглядел как живой, а в зубах его дымилась трубка. Чтобы навеки его упокоить, в грудь полковнику вбили осиновый кол, а тело перезахоронили на берегу реки. С тех пор карета больше не появлялась, люди в городе исчезать перестали. В колодце, на который указывал Дунин-Борковский, обнаружили потаенный туннель, заканчивавшийся небольшой пещерой, там лежала колдовская книга, обтянутая черной кожей и пустой гроб.

Впрочем, звучат предположения, что эта легенда не о Дунине-Борковском, который был очень набожным человеком и много жертвовал на церкви и соборы, а об одном из его потомков, который действительно был довольно мрачной личностью и очень странно себя вел.

Парижская любовь черниговского Дон Кихота

Вероятно, одна из самых романтических построек Чернигова – готический дворец, который в конце XIX века построил тогдашний предводитель местного дворянства Борис Глебов. По легенде, во время поездки в Париж он встретил девушку, в которую сильно влюбился. Но строптивая парижанка не захотела ехать в город, где нет рыцарских замков. Поэтому дворянин и поручил построить такое имение, чтобы растопить сердце возлюбленной.

Готический замок Глебова. Фото: wikimedia.org

Впрочем, нет никаких сведений о приезде француженки к Глебову в Чернигов. Более того, известно, что в 1885 году Глебов женился на дочери помещика Якова Тарановского Ольге. Едва ли жена одобрила бы визит к мужу гости из Парижа.

Отметим, Борис Глебов был весьма экстравагантным господином – носил кожаную безрукавку, желтые длинные перчатки, темно-желтые сапоги, а также одевал клетчатые шотландские штаны. За такой причудливый для местных вид предводителя дворянства за глаза стали даже называть черниговским Дон Кихотом.

Вечная память о дочери

История о доме с куклами – очень грустная и печальная. По легенде владельцем этого дома был старый дворянин Чирьев.

 Дом с куклами. Фото: cheline.com.ua

У него была красавица-дочька, которую он очень сильно любил. Но девушка, к сожалению, умерла молодой. По каким причинам это произошло, неизвестно. Отец, не мог смириться с потерей дочери, решил увековечить ее образ на стенах дома.

С тех пор над окнами здания появились утонченные скульптуры женской головы, которые уже больше века смотрят на прохожих, словно напоминая всем о трагической судьбе бывших жильцов дома.

Легенда о 13-й пушке

В Украине всем известна давняя традиция – когда девушка не хотела выходить за парня, она выносила сватам гарбуз. Впрочем, в Чернигове девушки придумали свой способ, как вежливо сказать «нет» нелюбимому парню. В таких случаях они назначали свидание у мифической 13-й пушки.

Пушки на Черниговском валу. Фото: project.weekend.today

Но дело в том, что на Черниговском валу установлено всего 12 орудий. Поэтому неудачники-кавалеры зря тратили время в поисках мифического места встречи с черниговчанками.

По одной из версий, пушки черниговским казакам подарил российский император Петр Первый в знак благодарности за доблесть проявленную в войне со шведами.

Про Чернигов есть еще много легенд, их можно рассказывать часами, но лучший способ почувствовать дух и историю этого города – это увидеть эти наполненные тайнами и мифами древние места.

Детинец – место силы современного Чернигова

0

Чернигов, как и Киев имеет древнюю историю. Впервые город упоминается в «Повести временных лет» 907 года. В этом историческом документе говорится, что киевский князь Олег, победив византейцев, обязал их платить дань наибольшим городам Киевской Руси, в частности Чернигову. Интересно, что в мирном договоре Чернигов был упомянут вторым после Киева. Поэтому, сообщает сайт chernigiv-future, Чернигов с полным правом можно называть северной столицей Украины.

Гордость Чернигова – его история и памятники архитектуры. Одним из таких памятников является Детинец – древняя укрепленная часть города. Сейчас здесь, у слияния Десны и Стриженя находится обширный ухоженный парк, обязательный объект для посещения туристами. 

Краткая история черниговского Детинца

В прошлом крепость неоднократно сжигали враги, но каждый раз горожане отстраивали ее вновь. Детинец возрождался из пепла, как птица Феникс.

Первое поселение возникло на месте Детинца еще в 7 веке нашей эры. Затем оно стало столицей Чернигово-Северского княжества и «обросло» стенами и башнями. К 13 веку крепость превратилась в мощное оборонительное сооружение. Но высокие крепкие стены не спасли от врагов – орды монголо-татар во главе с ханом Менгу сожги и Детинец, и сам Чернигов. 

В начале 16 века крепость отстроили, но через 100 лет поляки повторили «подвиг» монголо-татар. В 17 веке Чернигов становится казачьим полковым центром. Вокруг него возводят мощные стены, выкапывают ров.

В начале 18 века замок потерял свое прежнее военное значение. Поэтому здешний гарнизон расформировали, валы засыпали, а стены – снесли. И теперь на месте когда-то грозной твердыни находится архитектурно-исторический заповедник «Чернигов древний».

В народе Детинец называют «валом»: о бывшей крепости напоминает лишь высокая насыпь над речным берегом.

Под впечатлением от этого места не только туристы, но и киношники. Красота Детинца показана в фильмах «Срочно ищу мужа», «Майор и магия» и др.

Что посмотреть

Одной из достопримечательностей Детинца являются 12 пушек на железных лафетах, нацеленных своими жерлами на Десну. Возле старинных орудий играют дети и фотографируются молодожены, а гиды проводят экскурсии, рассказывая о славной истории древнего города.

Кстати, с этими пушками связан один интересный местный обычай. Девушки, которые хотят не просто отвадить надоедливого ухажера, но еще и подшутить над ним, назначают свидание на валу у 13 пушки. Бедные парни бродят возле орудий, пересчитывают их и с удивлением убеждаются, что пушек только 12!

Но, конечно, Детинец известен не только своими пушками. Частью архитектурно-исторического заповедника являются Спасо-Преображенский и Борисоглебский соборы, построенные в XI веке, художественный музей, дом архиепископа, Дом полковой канцелярии.

Дом полковой канцелярии имеет и другое название – Дом Лизогуба. В этом здании, построенном в стиле украинского барокко находятся фонды Черниговского исторического музея. Хата Лизогуба примечательна тем, что именно так строили дома богатые козаки в 17 веке.

С Домом Лизогуба связана мистическая легенда: гетман Иван Мазепа прятал здесь свою любимую, Мотрю Кочубеевну. Мотрю прокляла мать за то, что она связалась с убийцей отца. Говорят, что в ночь на Пречистую, 28 августа привидение Мотри ходит около дома и просит каждого встречного перекрестить ее и освободить таком образом от материнского проклятия. 

С вала, который когда-то был крепостью, открывается потрясающей красоты вид на Болдины горы (так называются древние курганы) и деснянскую пойму. А вдалеке блестят на солнце купола Троицкого собора и Елецкого Успенского монастыря. 

Детинец – это замечательное, очень красивое место. Его стоит обязательно посетить не только тем, кто любит историю, но и тем, кто ценит природную красоту.

Прощайте длинные косы. Девочка из Чернигова нашла оригинальный способ, как помочь военным

0

Девятилетняя Кира решилась срезать свои длинные волосы, чтобы помочь украинским бойцам на фронте. До этого, сообщает сайт chernigiv-future, она ни разу не ходила в парикмахерскую

Стойкость и отвага, с которыми украинские военные встретили наглых российских захватчиков, поразили весь мир. Подвиг украинского бойца навсегда будет вписан в историю борьбы свободных стран с оккупантами. Но не меньше гордости вызывает и то, как простые украинцы в эти трудные времена поддерживают свою армию. Не жалеют даже самого дорого.

История журналистов Суспильне о девятилетней Кире из Чернигова, которая продала свои длинные волосы, чтобы помочь нашим военным не передовой, еще раз подтверждает, что украинцев сегодня не сможет одолеть ни один агрессор и россию в этой войне ждет позорное поражение.

Решила поддержать армию

Маленькая черниговчанка Кира Губина за свои девять лет ни разу не ходила к парикмахеру. Ее длинные косы были одним из самых ценных сокровищ всей семьи. Отец Иван всегда выступал категорически против того, чтобы подрезать волосы дочери.

Но потом началась война.

Во время российского нашествия на Черниговщину семья Киры пряталась от обстрелов в укрытии. Там девочка и придумала, как она лично может помочь украинским военным. Говорит, увидела в интернете ролики, как девочки с длинными волосами делают прическу под каре, а срезанные косы потом продают.

Своей идеей маленькая украинка поделилась с родителями. Те были глубоко поражены и без колебаний согласились. Папа Иван, очень любивший волосы Киры, говорит, это решение дочери его очень тронуло, он чуть не расплакался.

Первый раз у парикмахера

Между решением срезать косы и походом к парикмахеру прошло около двух месяцев. Все время, пока прятались от бомбардировок в укрытии, обсуждали идею Киры – да, или нет.

Затем оккупанты ушли из области, семья смогла вернуться домой. Однако Кира о своем намерении не забыла – она снова и снова напоминала родителям о своем решении. Твердо сказала, что хочет таким образом внести свою лепту в нашу победу.

Когда пришли к парикмахеру, Кира очень волновалась – не знала, что с ней сделают, как она будет выглядеть. Но все получилось отлично. Новая прическа девочке очень идет. За косы ей заплатили три с половиной тысячи гривен.

Кира Губина. Фото: Суспильне Чернигов

Бойцам на рации

Вырученные деньги девочка через родителей уже передала знакомым военным, которые сейчас воюют в одной из самых горячих точек на передовой на Донбассе. Им не хватает тепловизоров и раций. Средства собирают как раз на эти нужды.

Кира очень рада, что ей хоть немного, но удалось помочь нашим воинам. Хотя деньги могли пойти и на другое. К примеру, на восстановление дома.

Семья Губиных уже два года живет на окраине Чернигове. С первых дней российского вторжения их дом оказался под постоянными обстрелами. К счастью, дом уцелел, но нужны ремонтные работы.

Однако Кира уверена, что приняла верное решение

Девочка надеется, что ее поступок станет примером и для других.

Когда-то французский император Наполеон Бонапарт сказал, что народ, не желающий кормить свою армию, будет кормить чужих солдат. Похоже, что украинские дети хорошо понимают, что великий полководец имел в виду!

Многообразие архитектуры, исторические «фишки» и автономные кварталы. Каким станет Чернигов после восстановления

0

Разрушенный русскими оккупантами Чернигов готовят к восстановлению. Об основных направлениях концепции восстановления города рассказала архитектор Виктория Якуша. Более детально об этом на chernigiv-future.com.ua.

Чернигов одним из первых встретил русских захватчиков. Именно через него оккупанты пытались пробиться к сердцу нашего Государства — Киеву. Но кремлевским планам не суждено было сбыться. Русские войска не смогли пройти, а впоследствии вообще были вынуждены бежать из Черниговщины.

Чернигов выстоял, но очень дорогой ценой. По словам городского головы Владислава Атрошенко, город почти полностью разрушен. Однако рук никто не опускает и уже кипит работа по подготовке к его восстановлению.

Концепцию обновленного вида Чернигова, которая впоследствии станет частью Генплана, разрабатывает архитектурное бюро Yakusha Design. Первые наработки уже были представлены на рассмотрение мэрии.

В интервью Суспильному руководительница Yakusha Design Виктория Якуша рассказала о своем видении и основных направлениях этой концепции.

Виктория Якуша. Источник: Виктория Якуша 

Масштаб и комплексный подход

По словам Якуши, не следует фокусироваться сразу на конкретных объектах — на все надо смотреть в масштабах всего города. Чтобы избежать появления однотипных жилых кварталов, новые дома лучше возводить на месте разрушенных и поврежденных.

При этом важно сделать акцент на малоэтажной застройке — до пяти этажей. Это обеспечит комфортную сомасштабность улиц и домов — когда человек, шагая городом, чувствует себя человеком, а не маленькой букашкой.

Исторический аспект

Чернигов — город с многовековой историей, поэтому крайне важно сохранить его аутентичный внешний вид. Для этого в Yakusha Design предлагают вписывать современную архитектуру в историческую, когда здания разных стилей и эпох стоят рядом на одной улице. К тому же отдельной «фишкой» современных домов могут стать элементы деревянной отделки, которые будут дополнять исторический вид города.

 Безопасность превыше всего

Восстановление города должно происходить с учетом новых безопасностных реалий. Поэтому новые дома и микрорайоны должны стать энергетически автономными. Для этого их следует оборудовать солнечными панелями, ветроэлектростанциями и тепловыми насосами.

Система бомбоубежищ, особенно в зданиях критической инфраструктуры, должна быть создана таким образом, чтобы бы максимально обезопасить эвакуацию людей в случае возникновения такой необходимости.

Виктория Якуша уверена современный, комфортный и безопасный Чернигов станет привлекательным местом проживания для многих украинцев. Даже для тех, кто работает в Киеве, ведь до столицы на авто можно добраться всего за пару часов.

Впрочем, пока что это лишь планы, в Yakusha Design подсчитали, что на воплощение их концепции понадобится по меньшей мере десять лет. Конечные сроки в значительной степени будут зависеть от темпов поступления необходимых средств.

Поездка на выходные: как устроить незабываемую маевку в Бодруме

0

Легкий весенний бриз, овевающий Бодрум весной, неизменно привлекает туристов. Обновленное и бодрящее море, чистейшие пляжи, яркие огни ночных дискотек и колоритные рестораны — все это разукрасит пляжный отдых в Бодруме в мае, сделав его незабываемым. Какой может быть ваша поездка на выходные от Poehalisnami.kz и чем хорош курорт — информация ниже.

Отдых в мае в Бодруме: чем порадует погода

Чем хороши майские туры выходного дня в Турцию? Окончание весны в Бодруме — это начало активного купального сезона. В середине мая температура воздуха днем составляет около +25 °С, иногда достигая +28 °С. Это отличное время для изучения города, неспешных прогулок и активных танцев на вечеринках.

Купание в море освежает и бодрит, но плескаться часами пока не получится. Температура воды — около +20 °С, и остается такой до середины июня, Эгейское море прогревается медленнее, чем Средиземное. Если вы любите прогулки и ленивое валяние на пляже без изнуряющей жары, купить путевки выходного дня в Бодрум на май — лучшее решение. Так вы сможете совместить пляжный релакс с экскурсиями, а посмотреть в Бодруме есть что! Приятным бонусом станет цена путевки, своего пика стоимость туров достигнет только к началу июля, поэтому в мае туры на выходные в хороший пятизвездочный отель все включено будут примерно на 20-25% ниже.

Немного о Бодруме: досье курорта

Путешествие в Турцию всегда неутомительное, перелет отнимает в районе пары-тройки часов, что облегчает акклиматизацию.

Часто Бодрум называет «маленькой Грецией» или «другой Турцией». Это самый европейский и при этом самый тусовочный курорт страны. Путевка в Бодрум на май позволит со вкусом отдохнуть, при этом в отеле вас не будет преследовать навязчивая анимация, тут она представлена в софт-формате, так как город богат развлекательными заведениями на любой вкус.

Побережье Бодрума также напоминает Грецию, пляжи изрезаны мелкими живописными бухтами. Отельный фонд развивался позже, чем на других курортах, поэтому он более современный, преобладают отели премиум-уровня или бюджетные варианты.

Интересный досуг: чем заняться в Бодруме в мае

Свежесть воздуха и ласковое солнце обеспечивают идеальные условия для прогулок и изучения достопримечательностей. Например:

  • Можно посетить один из яхт-клубов и выйти в море, чтобы полюбоваться ярчайшим закатами и искупаться в бодрящей воде Эгейского моря.
  • Стоит посетить замок Бодрума с его зубчатыми стенами в окружении зелени. Приятная весенняя прохлада поможет скрасить отдых на выходных и гулять в свое удовольствие, сколько захочется.
  • Обязательно нужно окунуться в клубный отдых, ведь именно в мае начинается сезон ночных вечеринок.

На что обращать внимание при выборе тура

Недорогие путевки в Бодрум в мае позволят отдохнуть от души, однако позаботьтесь о нескольких нюансах, чтобы отпуск прошел идеально. Если вы отправляетесь на отдых с детьми, обращайте внимание на наличие в отелях бассейнов с подогревом, а также легкого спуска к пляжу, без скалистых тропинок. Отелей на первой линии тут не так много.

Обязательно позаботьтесь о наличии ветровки или легкой куртки: несмотря на подступающий летний зной, вечером захочется что-нибудь накинуть, чтобы комфортно наслаждаться яркой турецкой ночью.

Самый не турецкий курорт Турции очарует вас весенней свежестью и легкостью. Не упустите шанс познакомиться с ним «по максимуму». Тур-менеджеры «Поехали с нами» помогут поехать на выходных за границу с максимальной выгодной. Например, поймать горящие туры в Бодрум на май, чтобы цена была очень привлекательной!

.