Понедельник, 29 ноября, 2021

Екатерининская церковь в Чернигове: что общего у св.Екатерины и древнеславянской богини Мокоши?

Екатерининская церковь в Чернигове — это архитектурная и историческая доминанта города, можно сказать, его визитная карточка. Именно купола этого храма встречают гостей Чернигова, а место, на котором стоит, посвященная святой великомученице церковь, обладает особой энергетикой. И не удивительно, ведь до Екатерининской церкви, по утверждениям ученых, здесь были другие важные культовые сооружения, пишет chernigiv-future.com.ua.

Как языческая Макошь стала святой Екатериной

Сегодняшняя каменная церковь св. Екатерины была открыта и освящена в 1715 г. Однако археологи утверждают, что это здание построено на месте другой деревянной церкви, которую, в свою очередь, поставили вместо каменного храма периода Киевской Руси. Известно, что в народе он назывался Третьяком,  официально был посвящен той же святой Екатерине и его сожгли монголы в 1239 г.

Почему все последующие за первым храмы носили имя этой великомученицы понятно, такова традиция преемственности в православии. Когда на месте старой церкви возводят новую, ее посвящают тому же святому или святой. А вот на вопрос, почему  “первая” церковь времен Киевской Руси носила имя Екатерининской у историков нет однозначного ответа.  При этом есть интересная теория о том, что до постройки православного храма на его месте стояло языческое капище, посвященное славянской богине Макошь (Мокошь)

Историческая справка: В древнеславянской мифологии Макошь замыкала список “главных” богов, первое место в котором занимал Перун. Она была единственной особой женского пола, “допущенной”  князем Владимиром в киевское капище. По мнению специалистов, Макошь отвечала за достаток в доме, за урожайность, плодовитость и определяла судьбы людей.

Как известно, христиане ставили свои храмы на месте бывших языческих святилищ  и поскольку Макошь была женщиной, православная церковь на этом месте тоже стала носить женское имя. Так, говорят историки, священникам было проще “переучивать” язычников в новую  веру. 

А на то, что предположения исследователей небезосновательны, указывают следующие факты — в народе святая Екатерина выполняла  такие же “обязанности”, что и Макошь —  отвечала за женскую долю, слыла покровительницей матерей и незамужних девиц.

Было не только капище, но и костел?

К сведению, о том,  что на месте Екатерининской церкви было языческое капище говорят и находки археологов —  многочисленные захоронения домонгольского периода, которые в те времена всегда устраивались рядом со святилищами.

Кстати, и со строительством первого каменного храма на месте нынешней Екатерининской церкви не все “гладко”. В 80-х гг. здесь проводились раскопки и археологи обнаружили остатки цветного витража. Это позволило предположить, что православная церковь XII-XIII вв. была построена… по западноевропейскому образцу, наподобие костела, непременным атрибутом которого считается витражное стекло. Впрочем, позже специалисты “смилостивились” и пересмотрели эту экстравагантную теорию. В итоге сошлись на мнении, что “католицкие” витражи в православном храме — это или результат обычного влияния европейского зодчества на черниговскую архитектуру, или  в его строительстве принимали участие выходцы из Западной Европы и это дело их рук.

Latest Posts