Суббота, 5 октября, 2024

Культурный расцвет города — главные достопримечательности эпохи «Черниговских Афин»

Казацкие времена принесли украинскому обществу освобождение и вдохновение, а Чернигову – второй расцвет после времен Киевской Руси. В городе начали активно восстанавливаться монастыри и церкви, которые были запущены сотни лет. Первым, кто приложил руку к архитектурному возрождению города, стал полковник Стефан Подобайло. Именно при его каденции, сообщает сайт chernigiv-future, были восстановлены Ильинская церковь и пещеры.

Епископ Лазарь Баранович, полковник Василий Дунин-Борковский восстановили Елецкий монастырь, Пятницкую церковь и Спасский собор. Во всех восстановленных церквях была одна особенность: эти постройки объединяли в себе две эпохи, два стиля: древнерусский и казацкий, стиль украинского барокко. Чернигов во времена казачества стал не только культурным, но и духовным центром. В городе были две чудотворные иконы: Ильинской и Елецкой Богоматери.

Как Лазарь Баранович способствовал культурному подъему Чернигова

Своим культурным подъемом в казацкие времена Чернигов обязан многим современникам, в частности епископу Лазарю Барановичу. Он был любимым учеником самого Петра Могилы, что согласитесь, говорит само за себя. Лазарь Баранович получил прекрасное образование сначала в Киево-Могилянской академии, а затем овладел премудростью наук за рубежом.

В 1657 году Лазаря Барановича избрали епископом Чернигова. Именно после этого Лазарь Баранович становится одним из самых влиятельных людей не только в Чернигове, но и во всей тогдашней Украине.

Как человек с европейским образованием, Лазарь Баранович понимал духовную жизнь достаточно широко, а не только как необходимость каждую неделю ходить в церковь и каяться в грехах.

Лазарь Баранович имел незаурядный талант к литературному творчеству. Часть свободного времени он посвятил созданию в Чернигове типографии. Она находилась на территории Троицко-Ильинского монастыря. В 1680 году в этой типографии вышли сразу три книги: два труда Барановича, «Цветы святых отцов и венец Божией Матери», «О пяти ранах Христовых» и Псалтирь.

Типография Чернигова

Лазарь Баранович писал религиозные рассказы и стихи на трех языках: церковнославянском, латинском и польском. По некоторым данным, вместе с этими тремя книгами был издан еще и Букварь. Но, к сожалению, ни один его экземпляр до настоящего времени не сохранился.

Типография работала почти без перерывов до 1721 года. За это время здесь были изданы многие книги для богослужения, а также авторские произведения на религиозную, философскую и литературную тематику.

Ярким примером таких произведений является книга Иоанникия Галятовского «Грехи разнообразные». В этом произведении автор перечисляет все грехи, которые были в обществе того времени. Галятовский считал, что человек грешит в основном по трем причинам: по слабости, по бессознательности или по злобе. Естественно, что грехи первого и второго типа человеку прощаются, а третьего – нет. Больше всего грешат власть предержащие, торговцы и просто богатые люди. Некоторые грехи можно искупить, а за другие обязательно будет наказание.

Дмитрий Туптало в произведении «Руно орошенное» и Иоанникий Галятовский в своей «Сокровищнице» подробно описали черниговские святые иконы и монастыри. В Чернигове издавали панегирики – стихотворные похвалы известным людям. Например, Ивану Мазепе Ян Орновский посвятил панегирик «Муза Роксоланская о триумфальной славе Ивана Мазепы».

Выпускали в черниговской типографии и учебники. Например, Лаврентий Крщенович написал «Ораторскую Илиаду». Это было руководство на латинском языке для изучения риторики.

Книги старались красиво оформлять. Издатели делали красивый и выразительный титул, текст украшали вязью, рамками на полях, красной строчкой и т.д. В качестве украшений очень активно использовался растительный орнамент, а также изображения пейзажей, животных и людей.

Черниговский коллегиум

Чернигов прославился не только своими церквями и типографией, но и коллегиумом. Идея создания учебного заведения в Чернигове принадлежала Лазарю Барановичу. Благодаря ему открылась школа при Борисоглебском монастыре. Именно коллегиумом школа стала при преемнике Лазаре Барановиче, Иоанне Максимовиче.

Черниговский коллегиум был одним из самых первых. Ориентируясь на Чернигов, коллегиумы открыли в Харькове и Переяславе-Хмельницком. С точки зрения учебного процесса Черниговский коллегиум взял все лучшее, что было в Киево-Могилянской академии.

Центральным предметом в коллегиуме был латинский язык. Ученики должны были наизусть цитировать некоторые произведения Аристотеля, Тита Ливия, Вергилия, Овидия и Цицерона. Все эти произведения написали язычники. И то, что в коллегиуме изучали эти произведения, свидетельствует об очень большом уровне толерантности среди тогдашнего населения. Чтобы лучше усвоить латынь, ученики должны были не только изучать произведения, но и разговаривать на латыни после уроков. Поэтому черниговцы называли коллегиум латинской школой. Кроме латинского языка, в коллегиуме изучали славянский, польский, немецкий и французский.

Учащимся преподавали основы натурфилософии (совокупность естественных дисциплин), математику, рисование, музыкальное искусство, поэтику, риторику и многое другое.

Одновременно в коллегиуме обучалось до 200 учащихся. Точное количество обучавшихся было неизвестным – и вот почему. Ученик мог прийти на обучение в любой момент и точно также в любой момент вернуться домой. Когда синод РПЦ направил запрос о количестве студентов, местный епископ написал, что подсчет курсантов не ведется. Обосновал это традициями свободы украинского народа.

Для того чтобы перевестись из одного класса в другой, ученик должен был иметь определенную совокупность знаний, умений и навыков. Естественно, что обучаемость у всех была разной. Одни ученики за один год овладевали материалом нескольких классов, а другие, наоборот, «просиживали штаны» в одном классе несколько лет. Никакого обязательного перевода из класса в класс, как в современной украинской школе не было. На мой скромный взгляд это вполне справедливо.

Учителей было немного. Им в учебном процессе помогали аудиторы – лучшие учащиеся старших классов. Для оценок использовали латинские слова, характеризующие способность и отношение к обучению ученика, его умственные способности. Довольно распространены были оценки «старательный» или «тупой».

В коллегиуме могли учиться все учащиеся, независимо от материального и социального положения своих родителей. Для содержания бедных учеников существовало специальное общежитие – «бурса». На содержание «бурсаков» давали деньги благотворители и церковные приходы.

Понятно, что поступлений от меценатов хватало не всегда. Поэтому по выходным бурсаки ходили по городу, развлекали всех церковным пением и так зарабатывали деньги и продовольствие.

Коллегиум был «кузницей кадров» для казацких канцелярий, выпускники продолжали обучение в зарубежных университетах, становились священниками, музыкантами, а также академиками. Одними из известнейших выпускников были Марк Полторацкий и Петр Загорский. Первый стал руководителем придворной капеллы в Санкт-Петербурге, а второй – российским ученым-медиком.

В конце 18 века была идея превратить коллегиум в университет. К сожалению, эта задумка так и не была воплощена в жизнь, а Чернигов упустил хороший шанс стать одним из центров украинского высшего образования.

До 1700 г. школьники учились в стенах Борисоглебского монастыря. В этом году была построена трапезная церковь с колокольней высотой 36 м. В то время сооружение было самым высоким в городе. Колокольня использовалась для обучения учащихся. Поэтому она получила еще и альтернативное наименование – здание коллегиума.

Интересный факт. На гербе коллегиума был изображен образ Непорочного зачатия Девы Марии. Это свидетельствует о чрезвычайной религиозной толерантности, терпимости. И это – несмотря на многочисленные войны с поляками, которые были и являются католиками.

Монастыри и церкви Чернигова

Украшением казацкого Чернигова был не только Коллегиум, но и многочисленные церкви и монастыри. Перед самым концом казацкого государства в Чернигове было 4 монастыря: Елецкий, Ильинский, Борисоглебский и Пятницкий. Иван Мазепа поддерживал черниговские святыни. Он часто бывал в городе не с пустыми руками – привозил местным церквям многочисленные и драгоценные подарки.

Еще одним поборником христианских святынь был полковник Стефан Подобайло. Благодаря его меценатству, в середине 17 века началось восстановление пещерного монастыря. При поддержке казацкого вожака была достроена Ильинская церковь. Формы и стиль храма полностью соответствуют украинскому барокко.

Современные размеры этой церкви таковы: ширина – 7,5 м, длина – 21,6 м.

Самым известным образом монастыря является чудотворная икона Ильинской Богоматери. В 1662 году икона начала мироточить. Предполагали, что это стало предвестником тяжкой судьбы Украины во время Руины: большая часть страны была опустошена многочисленными войнами. Поэтому неудивительно, что к этой иконе приезжали молиться отовсюду. Среди многочисленных паломников был Иван Мазепа.

В 1670-х годах рядом с пещерами начали строить новый монастырский комплекс. Сначала появилась трапезная церковь, а затем – и Троицкий собор, ставший крупнейшим православным храмом города. В строительство собора вложил немало средств Мазепа. Говорят, гетман не пожалел на доброе дело 10 тысяч золотых монет.

Для строительства собора пригласили Иоганна Баптиста, архитектора из Вильно. Тот факт, что эту работу доверили мастеру из другой страны, свидетельствует о широких культурных связях казацкого государства. А также – о желании тогдашней элиты использовать все самое лучшее, что было в европейской культуре. Интересно, что этот храм соединил православные и католические традиции. Согласно первым, храм получил апсиды в своей восточной части, а согласно вторым – ниши для статуй святых. Но в православных храмах не принято ставить статуи. Поэтому внутри ниш нарисовали образа. Внутри храм тоже покрыт росписями. К большому сожалению, аутентичный иконостас и роспись не сохранились.

Троицкий собор – самый большой в Чернигове. Размеры храма таковы: длина – 43 м, ширина – 27 м, а высота – 35 м. Церковь имеет 5 куполов, а если учесть размещенные на фасадной части башни, то семь.

Высочайшее сооружение Троицко-Ильинского монастыря – это построенная в конце 18 века колокольня. Эта колокольня имеет 5 ярусов и высоту 58 м.

Екатерининская церковь

Еще одним памятником черниговскому казачеству является Екатерининская церковь. Освященная в 1715 году, она является классическим образцом местной архитектуры в стиле украинского барокко.

Интересно, что внешний вид Екатерининской церкви почти не изменился. Сейчас она выглядит почти так же, как и 300 лет назад. Размеры храма: 30 на 25 м, высота – 32 м. Археологи считают, что на месте Екатерининской когда-то стояла древнерусская церковь.

Построили церковь дети Якова Лизогуба. Они прославились благодаря многочисленным походам на турок.

Кроме каменных храмов в Чернигове было много деревянных. Около 75% домов имели соломенные крыши – это традиционный признак украинской народной архитектуры. Застройка была хаотичной, поэтому только по двум улицам могли разъехаться кареты.

До сегодняшнего дня сохранилась только одна древняя улица – Горького. Когда-то она называлась Гончая.

Тесная застройка и большинство деревянных построек – эти два фактора повлекли за собой шесть больших пожаров с 1718 по 1750 год. Последний пожар стал настоящей трагедией для города. Центр Чернигова выгорел полностью, пострадали многие храмы, в том числе Спасский собор.

«В себя» город пришел только через несколько десятков лет.

На этом рассказ о культурном Чернигове казацких времен будем считать законченным. Наша последующая статья будет посвящена жизни Чернигова в составе Российской Империи.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.