Суббота, 18 мая, 2024

Чернигов железнодорожный: его первый вокзал, пассажиры и поезда

История железнодорожного транспорта в Чернигове началась в далеком 1895 г. с узкоколейки, проложенной от Крут. Станция Старый Чернигов в то время находилась на левом берегу Десны, за несколько километров от города. Поэтому, сообщает сайт chernigiv-future, пассажиров и грузы туда и обратно доставляли на повозках и бричках.

Длина узкоколейки была менее 80 км, но этот короткий отрезок железной дороги соединил Чернигов с быстро растущей Московской-Воронежской линией, и сделал город частью транспортной системы империи. 

Между Первой и Второй мировой войной

В 1914 г. началась Первая мировая война, за ней наступил период смуты и гражданской войны, после которой к власти пришли большевики. В 20-х годах, когда экономика в СССР более-менее стабилизировалось, необходимость в железнодорожных перевозках грузов и пассажиров резко возросла. Построенная в конце XIX в. узкоколейка уже не отвечала современным требованиям, поэтому в 1924 г. началась активная прокладка широких железнодорожных линий до Овруча, Прилук, Гомеля.

Во второй половине 20-х годов в Чернигове уже было свое паровозное депо и новый мост через Десну. После этого ж\д станцию перенесли  с левого берега на правый, и Чернигов обрел статус важного железнодорожного узла.

Станция находилась на западной окраине Чернигова, недалеко от нынешней Привокзальной площади. В июле 1941 г. ее здание разбомбили немцы.

Кстати, те же немцы и построили новую станцию, вместо уничтоженной, правда, уже пленные, после освобождения города. Тогда же, в конце 40-х, территории железнодорожного узла открылась и школа на 700 учеников.

Послевоенное время

В 1949-51 гг.  в Чернигове появился собственный железнодорожный вокзал, который стоит по нынешний день и официально считается архитектурным памятником. 

Это здание создано по проекту  Г.И Гранаткина, но есть основания предполагать, что здесь также не обошлось без пленных солдат вермахта, уж слишком много в нем от типичных немецких построек, а вот от “хрущевок”, которые создавал архитектор Гранаткин, нет ничего.

Помимо чудесного вокзала, в начале 50-х гг., из Чернигова открываются новые железнодорожные линии  в нескольких направлениях и начинают регулярно ходить поезда. 

Всего за 3 года тогда было сдано в эксплуатацию более 500 км железных дорог, построено паровозное депо, больница, поликлиника и поселок железнодорожников.

 В конце 60-х в СССР заканчивается эпоха паровозов. Им на смену приходят тепловозы, работавшие  на  дизельном топливе. Старое депо в Чернигове не соответствовало новым техническим требованиям и пришлось его основательно перестраивать. Так, на территории депо появилась емкость-хранилище для топлива, насосные, ремонтные цеха, котельная, автомастерские.

В 1986 г. когда на Чернобыльской АЭС взорвался реактор железнодорожный узел в Чернигове работал в режиме нон-стоп и выполнял большой объем перевозок грузов, необходимых для ликвидации аварии.

В это же время началась реконструкция станции Чернигов. В частности, был электрифицирован участок Чернигов — Славутич — Семиходы — ЧАЭС, после чего стрелки на железной дороге стали переводиться автоматически, а профессия стрелочника навсегда ушла в прошлое.

Наши дни

В конце 90-х гг., уже в независимой Украине, железнодорожная инфраструктура Чернигове и региона существенно обновилась. В 1999 г. линию Чернигов-Нежин электрифицировали.

 Открытие движения на ней прошло в торжественной обстановке, в присутствии тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы.

В том же году в Чернигове отремонтировали вокзал, после чего там появился даже “президентский” зал. Через несколько лет его перекрасили в красно-белый цвет, что, с нашей точки зрения, его совсем не испортило, а сделало еще более привлекательным.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.