Пятница, 19 апреля, 2024

История вокзала в Чернигове: почему он не совсем “советский” и кто в этом виноват?

Вокзалы часто называют воротами в город и это очень точное определение, ведь они первое, что видят гости, сходя с поезда на перрон. И нужно сказать, что с “воротами” Чернигову повезло, такого вокзала нет нигде в стране, несмотря на то, что в Украине оригинальных железнодорожных станций, которым 100 и более лет достаточно. И хотя современный черниговский вокзал значительно моложе, его биография во многом уникальна и даже в чем-то поучительна, пишет chernigiv-future.com.ua.

Старый вокзал

Первая ж/д станция в нашем городе появилась после прокладки узкоколейки от станции Круты. Таким образом, железная дорога длиною в 76 верст соединила Чернигов с “сетью” Московско-Воронежской железной дорогой. Это произошло в  1891 г. , а через 2 года, на левом берегу Десны, в районе сегодняшнего автомобильного моста, построили ж/д станцию. Здание было деревянным и вокзалом считалось чисто условно, добирались же к нему на конных бричках и телегах. 

“Старый вокзал” просуществовал до 1928 г., пока не появился мост через Десну и поезда стали ездить на правый берег. “Новый” вокзал построили на западной околице Чернигова, в районе сегодняшней Привокзальной площади. Это здание простояло до июля 1941 г. и было практически уничтожено во время немецких бомбежек.

Впрочем, в этом случае история оказалась справедливой — немцы разрушили черниговский вокзал, немцы его и заново построили  после войны.

Кто разрушил, тот и построил?

В сентябре 1943 г. Чернигов был освобожден от фашистов и с этого момента началось восстановление города, превратившегося за 2 года оккупации в руины. Не пощадила война и вокзал,  и железнодорожные пути, от которых ничего не осталось.

Первым начальником разрушенного до основания хозяйства в 1945 г. стала Лидия Александровна Толмачева и руководила им до 1979 г.

Интересный факт — за всю послевоенную историю в Чернигове было 5 начальников вокзала и 4 из них женщины.

Новое здание железнодорожной станции построили в 1949 г. а официально открыли в 1950 г. И сейчас, глядя на него, понимаешь насколько в архитектурном плане оно отличается от стандартов того времени.

Официально архитектором третьего черниговского вокзала стал Г. И Гранаткин, однако есть версия, что проект был создан одним из безымянных немецких пленных, занятых на строительстве здания. Более того, говорят, что этот немец остался жить в Чернигове и у него даже был свой дом в районе Подусовки.

Кстати, это версия не так уж и фантастична, если посмотреть, что проектировал Гранаткин. В его послужном списке —  поликлиника в Виннице, летний кинотеатр в Ташкенте, станции метро Арсенальная, Крещатик, Днепр. Вот только все это… в соавторстве. А самостоятельные работы — жилые дома серии 1-438А(2), то есть те самые “хрущевки” и “брежневки”, где особого ума не нужно. А черниговский вокзал, как ни посмотри, настоящий памятник архитектуры, к тому же удивительно похожий на другие типичные немецкие постройки.

А что сегодня?

В 1999 г. железнодорожный вокзал в Чернигове капитально отремонтировали. После этого здесь многое изменилось, даже появился “президентский” зал. 

При этом вокзал сохранил свой шарм и титул памятника архитектуры, о чем свидетельствует табличка возле входа. А в 2003 г. здание перекрасили и из красно-зеленого оно стало красно-белым, что совершенно его не портит и делает естественной частью местного архитектурного ансамбля.

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.