Четверг, 31 октября, 2024

История железной дороги Чернигова

Здание железнодорожного вокзала является одним из достопримечательностей Чернигова. Она имеет интересную историю, равно как и собственно черниговская железная дорога. Сегодня железная дорога является чем-то привычным. Черниговцы пользуются ею в путешествиях. Железной дорогой транспортируются различные товары из Чернигова и в Чернигов. Однако черниговская железная дорога прошла долгий путь, чтобы стать такой, как мы ее знаем сейчас. Больше на chernigiv-future.com.ua.

Появление железной дороги в Чернигове

Хотя технология железной дороги начала развиваться еще в XVII веке, строительство железных дорог — характерная черта XIX века. В это время европейские страны начали испытывать инновацию. До украинских земель она дошла с задержкой из-за отдаленности. Первые железнодорожные пути в Украине появились в 1843 году в Инкермане. Они простирались на километр, работали за счет лошадей. Ими перевозили только камни. В то время как первой железной дорогой в Украине, осуществлявшей человеческие перевозки, была железная дорога Львов-Перемышль 1861 года.

Черниговцам пришлось подождать, пока в городе появится железная дорога. Ведь Чернигов входил в Российскую империю, где индустриализация протекала медленнее, чем в Австрийской империи. Поэтому строительство железнодорожной системы началось в Черниговской области только в конце XIX века. Началом стал Нежинский вокзал, построенный в 1889 году. Тогда соединение Нежина с другими частями империи было более приоритетным, чем соединение Чернигова. Нежин был важной экономической точкой. Однако со временем Нежинского вокзала стало мало. Российская империя нуждалась в новых железнодорожных линиях. Тогда власти обратили внимание на Чернигов.

В 1893 году началось строительство железнодорожной дороги в Чернигове. Это была узкоколейка, соединявшая Чернигов и Круты как часть Киево-Воронежской железной дороги. Поскольку эту железную дорогу строили на левом берегу Десны, она не доходила до самого Чернигова. Рельсы заканчивались в нескольких километрах от города. Поэтому пассажирам приходилось пользоваться дополнительными транспортными услугами, чтобы добраться до Чернигова или из Чернигова до железной дороги. Это было не очень удобно, еще дорого. Поэтому некоторые черниговцы предпочитали гомельскую железную дорогу.

Развитие Черниговской железной дороги большевиками

Следующие двадцать лет черниговская железная дорога не совершенствовалась. Только в мае 1912 года начались процессы, направленные на его расширение. Акционеры московско-киево-воронежской железной дороги хотели соединить Киев и Чернигов по железной дороге. Вместе с тем в следующем году началось изучение местности для проектирования железной дороги Прилуки-Нежин-Чернигов-Гомель. Однако ни первый, ни второй замысел тогда не были реализованы. Началась Первая мировая война и железная дорога стала «не ко времени».

Развитием Черниговской железной дороги занялись большевики. Это было предусмотрено их идеологией, согласно которой они должны индустриализировать города, чтобы рабочий класс жил лучше. Поэтому в 1925 году большевики решили достроить, начатую еще до Первой мировой войны, линию Нежин-Чернигов. В этот раз железная дорога могла располагаться непосредственно в Чернигове, поскольку накануне был построен мост через Десну. Вместе с тем, она уже не была узкоколейной. 22 ноября 1925 года строительство завершилось. В тот же день по железной дороге Нежин-Чернигов отправился первый рейс.

Сообщения о строительстве железной дороги Нежин-Чернигов в Крестьянской газете от 9 июля 1925 года

Большевики продолжали строительство Черниговской железной дороги. В 1928 году завершили прокладку железной дороги Чернигов-Гомель, а в 1930 году – Чернигов-Овруч. Поскольку Чернигов стал важнейшим стратегическим центром в СССР, там начали строить вокзал. Однако это еще не тот Черниговский вокзал, который мы знаем. Старый вокзал разрушили немцы во время Второй мировой войны.

С 30-х годов начался сложный период для Черниговской железной дороги. В 1932-1933 годы на вокзал часто приходили голодные крестьяне, искавшие спасения. Одним удавалось уехать, другим везло меньше. Поэтому привычным явлением для рабочих Черниговской железной дороги были тела на станциях. Через десять лет началась Вторая мировая война. 22 июня 1941 года немцы напали на СССР. Проходя по украинским землям, они уничтожали любые средства коммуникации и стратегическую инфраструктуру. Поэтому под удар попали радиостанции и железные дороги. В конце сентября 1941 года нацисты полностью оккупировали Черниговскую область. Они разрушили здание Черниговского вокзала и часть железнодорожных соединений. Позже это стало проблемой и для них.

Фото разрушенного немцами Черниговского вокзала

Черниговская железная дорога во время немецкой оккупации

Оккупационному режиму в Чернигове понадобились железные дороги для снабжения. Поэтому они приступают к их восстановлению. Писавши об этом в местных газетах, они обвиняли коммунистов в уничтожении вокзала. В выпуске «Украинского Полесья» от 14 декабря 1941 года сообщалось, что «убегая из Чернигова большевики разрушили до основания прекрасную станцию». Для восстановления Черниговской железной дороги немцы использовали силу местных. Они привлекали их насильно, поэтому население противилось и иногда игнорировало призывы немцев.

До изгнания немцев из Чернигова местные партизаны постоянно работали над тем, чтобы обезвредить железную дорогу. В 1943 году они совершили ряд диверсий на линиях Нежин-Чернигов и Чернигов-Гомель. В том же году Черниговщина была освобождена от германских оккупантов. Вернулись советские. Они почти сразу начали восстанавливать железную дорогу в связи с ее стратегическим значением для войны. Ради этого СССР использовал германских пленных, а также местных. Поскольку от железной дороги зависело освещение и отопление города, советы старались восстановить наиболее важные линии в кратчайшие сроки.

Бремя восстановления Черниговской железной дороги также упало на плечи местных женщин. Их, как полноценных “трудовых элементов”, привлекали к работе. Их также принимали на руководящие должности. К примеру, после второй мировой войны 4 из 5 начальников Черниговского вокзала были женщинами. Это отлично, что украинские женщины могли иметь такую ​​карьеру. Однако этому способствовало не равноправие и отсутствие сексизма в СССР. Коммунистическая же идеология и недостаток мужчин после войны.

Фото женщин, участвующих в послевоенном восстановлении Чернигова

Черниговская железная дорога после Второй мировой войны

В 1950 году был восстановлен здание Черниговского вокзала. Для этого использовали проект В. Лоскутова и Г. Гранаткина. Его красота поражала. Черниговцам не верилось, что в стране советов могут построить такое роскошное здание. Поэтому распространялась легенда, что Черниговский вокзал построен не по советским, а по немецким эскизам. Вроде бы советские архитекторы не могли предложить такой прекрасный проект. 

На первый взгляд действительно коммунисты постоянно призывали к простоте. Зачем же им строить вокзал, настолько отличающийся от других зданий? Однако, одним с принципов советской архитектуры был следующий. Здания административного значения должны возвышаться над человеком. Когда люди стоят рядом с ними, они должны чувствовать, насколько они малы, незначительны. С такой точки зрения, Черниговский вокзал – яркий пример советского архитектурного искусства. В 1951 году его открыли и начали эксплуатировать.

Фото нового вокзала Чернигова

В 1986 году Черниговская железная дорога сыграла очень важную роль. 26 апреля того же года произошла авария на Чернобыльской атомной энергостанции. И через черниговскую железную дорогу в Чернобыль и Припять поставляли жизненно важные ресурсы.

С момента создания Черниговский вокзал постоянно менялся. Сегодня он значительно усовершенствован в техническом и эстетическом плане. Фасад вокзала очищен от советских символов. И, несмотря на все препятствия, черниговская железная дорога продолжает работать.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.