Суббота, 27 апреля, 2024

Как когда-то ездили в Киев и сколько времени занимало такое путешествие

Сегодня доехать из Чернигова в Киев — это обычное дело, о котором и говорить не стоит. А каких-то 100-150 лет назад такая поездка была выдающимся событием, к нему долго готовились, а потом еще дольше вспоминали, пишет chernigiv-future.com.ua.

И воспоминания эти  были не всегда приятными, ведь на пути в столицу путешественников ждало множество неудобств. Основной же проблемой было отсутствие удобного транспорта, которого тогда просто не существовало. Поговорим о том, как и на чем ездили черниговцы в Киев в далеком и не очень далеком прошлом.

Пешком, на лошадях и по реке

В своем «Завещании» Владимир Мономах вспоминал о путешествии в Киев верхом, «с заутрени до вечерни», как о важном моменте в своей жизни. И это при том, что у князя были лучшие лошади и все, что только могло облегчить ему путь. Что уж тут говорить о простых смертных, которые шли в стольный град пешком, по несколько дней, подвергаясь опасностям и страдая от усталости.

В качестве альтернативы конно-пешим переходам, существовал водный путь, но это было тоже небыстро и возможно только в весенне-летний сезон.

Положительные сдвиги в решении данной проблемы начались только в конце XIX в. В это время наиболее привлекательным средством передвижения в направлении Киева для черниговцев стал речной транспорт, довольно быстро прогрессировавший в техническом плане.

В отдельный момент истории города он даже выполнял основную часть пассажирских и грузовых перевозок. И это не удивительно, ведь Чернигов стоял на судоходной Десне, длина которой в пределах губернии составляла 1300 верст. Как говорится, грех было б горожанам таким случаем не воспользоваться.

Сколько времени занимала дорога до Киева на пароходе? Судя по всему, не менее 13 часов, при этом обратный путь, благодаря встречному течения, был на 3 часа дольше.

С начала прошлого века путешествовать по воде стало значительно комфортнее — на Десне появилось 7 причалов. И хотя эти остановки существенно увеличили время путешествия, до 17 часов, пассажиры были довольны, ведь имели возможность размять ноги и развлечься. «Некусачими» были и цены на пароход — 3 рубля с человека, тогда как на поезде такое удовольствие обходилось вдвое дороже.

Железная дорога и первые автомобили

Если же говорить о железнодорожном сообщении подробнее, то в Чернигове полноценно оно заработало с 1891 г.., когда от Крут, в которые «упиралась» Московско-Воронежская железная дорога, провели узкоколейку в Чернигов. Эта ветвь, длиной 76 верст, доходила до левого берега и, по сути, была за пределами города. И чтобы добраться до станции, построенной в 1893 г., надо было ехать лошадьми или идти еще 5 верст.

При этом следует заметить, что тогдашняя власть сделала все, чтобы пассажиры не чувствовали дискомфорта. В центре Чернигова (где магазин «Янтарь») была обустроена билетная станция и стоянка для извозчиков.

Кстати, доехать до ж / д вокзала тогда стоило от 15 до 30 копеек, билет в первый класс поезда стоил — 7 руб., а путь до Киева занимал до 7 ч.

В начале XX в., кроме пароходов и железной дороги, в Чернигове появились и первые автомобили и это означало начало конца монополии извозчиков. Так, в 1908 р. в Черниговскую земскую управу поступило две просьбы разрешить автомобильные перевозки пассажиров в направлении Киева. Оба просителя были киевлянами и получили добро от власти, при условии нормального технического состояния транспортных средств, соблюдение правил дорожного движения и тарифов для пользователей. На подготовку предпринимателям было выделено аж 2 года, так началась новая эпоха в истории черниговского междугородного сообщения.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.