Суббота, 18 мая, 2024

История первого трамвая в Чернигове, который так и не выехал на маршрут

Конец XIX в. в истории человечества — это в первую очередь революция в сфере транспортных средств. Лошадей,  которые на протяжении веков, были единственным средством передвижения и доставки грузов, массово заменяют механические приспособления. Это, сообщает сайт chernigiv-future, было время первых автомобилей, троллейбусов, поездов и, конечно, трамваев, появившихся благодаря еще одному эпохальному научному открытию — силы электричества.

В этой статье мы расскажем о долгой истории рождения трамвайного движения в Чернигове, когда должен был появиться первый трамвай, и почему он так и не выехал на свой маршрут?

Зачем придумали трамвай?

Характерным явлением мировой экономики в XIX в. было бурное развитие промышленности и рост городов, что, в итоге, привело к транспортному кризису и  даже местами к коллапсу.  Массы людей ежедневно преодолевали большие расстояния, чтобы добраться на работу, а в конце дня, вернуться домой. Гужевой транспорт — брички, повозки, омнибусы и прочее, не справлялся с многократно возросшим пассажиропотоком. Было очевидно, что назревает революция в сфере общественного транспорта. 

Так и случилось. Появилось много новых транспортных средств, в том числе и трамвай, сначала на конной тяге (конка), а с конца XIX в. и на электрической.

К сведению, изобретение принципа движение трамвая на электрической тяге принадлежит украинцу, уроженцу Херсонской губернии, Федору Пироцкому.

Что касается первого электрического трамвая в Российской империи, то он появился в 1892 г. в Киеве. В 1894 г. трамвайная транспортная система заработала во Львове(тогда Австро-Венгрия), в 1897 г. в Житомире и Елисаветград (Кропивницкий).

Трамвай с третьей попытки

Чернигов также не пас задних в плане технического прогресса и если б все сложилось удачно, то в нашем городе трамвай появился бы раньше первого автомобиля, но увы…

Все началось в 1894 г. когда в Чернигове заработала первая электростанция, находившаяся на сегодняшней улице Гетмана Полуботка. Мощность предприятия была относительно небольшой — оно обеспечивало электроэнергией чуть более 70 точек в городе.

В городском бюджете, как водится, денег на более мощную станцию не было, и депутаты Черниговской думы искали частного инвестора для нового проекта.  И в конце концов такой человек нашелся. Им оказался местный предприниматель, некий г-н Конфельд. Дума предложила ему выкупить электростанцию. Конфельд согласился и более того обязался после ее реконструкции сделать в городе трамвайную линию..

Оставалось только оформить договоренность, но, к сожалению, на пути черниговского трамвая, встала банальная человеческая жадность. Владелец электростанции Матвей Зюков затребовал нереально большую сумму за свое предприятие. Сделка не состоялась, Чернигов остался без электричества и трамвая.

Впрочем, как оказалось, идея не умерла. К ней в начале 20-х годов вернулись большевики. В 1924 г. местная газета “Красная знамя” сообщила, что власти рассматривают проект по созданию в городе трамвайной линии.

После предварительных расчетов определили, что в Чернигове будет 2 линии: “Красная площадь-Бобровица” (ул. Шевченко — музей Тарнавского) и Новоказарменный участок (завод “Октябрьский молот”) — Вокзал. Общая протяженность линий, по которым должны были двигаться 3 трамвая, предполагалась — 8.5. км. Двигатели к мотовагонам должны были сделать в цехах  “Октябрьского молота”.

Подсчитали и стоимость трамвайных билетов. Так, за проезд от “Кавказа”, через Красную площадь и Старокиевскую, до завода “Октябрьский молот”, пришлось бы платить 5 копеек, а проезд от Вокзала до “Кавказа” стоил 20 копеек. За багаж предполагалось брать дополнительно 4 копейки за пуд (16, 4 кг). 

Дело очевидно шло к воплощению в жизнь, поскольку к концу 1924 г.  уже было подсчитано количество шпал и рельсов и составлена смета. Стоимость проекта определялась в 130 тыс. руб., а годовой доход от перевозки в 62 тыс. руб. В смету также внесли и расходы на прокладку рельсов через Десну. Однако в 1925 г. то же “ Красное знамя” сообщило, что “вопрос о трамвае в Чернигове… отложен на неопределенное время”.

Отметим, что в этом деле была еще и третья попытка. Она оказалась удачной, и  Чернигов все же получил свой трамвай, правда, случилось это не скоро, аж после окончания Второй мировой войны.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.