Согласитесь, представить сегодня жизнь города без общественного транспорта невозможно. Малейшие перебои в его работе негативно отражаются на всех сферах жизнедеятельности и экономике мегаполиса. Чернигов пусть и не мегаполис, но и здесь вовсю курсируют автобусы, троллейбусы и такси, пишет chernigiv-future.com.ua.
А каких-то 100 лет назад все было иначе — роль “маршрутки” выполняла лошадь с повозкой, управляемая бородатым мужиком. И, по сути, это была единственная возможность для 30 тыс. жителей города добраться более-менее быстро “от пункта А до пункта В”. Поговорим об истории развития общественного транспорта в Чернигове, как, куда и на чем ездили наши предки и насколько это было удобно.
Краткий экскурс в историю
Лошадь с повозкой на Руси с незапамятных времен считалась универсальным средством транспортировки людей и грузов, и государство контролировало данную сферу. Так, до начала XVIII в. Московии существовала ямская повинность, согласно которой крестьяне на добровольно-принудительной основе были обязаны доставлять чиновников и почту в определенные пункты назначения.
Позже ямщики превратились в извозчиков и стали получать деньги “за прогоны”, то есть за “километраж”. Например, в 1770 г. за поездку на однолошадной бричке, на расстояние 10 верст, обходилась пассажиру в 12 копеек, что чуть более 200 грн по современным меркам.
А для любителей пожаловаться на стоимость проезда в маршрутках, заметим, что цены на общественный транспорт в то время также постоянно росли. К середине XIX в. аналогичная поездка обошлась бы вам уже в два раза дороже. Более того, путешественники оплачивали и накладные расходы, возникающие в пути. Ну и отдельная тема — скорость передвижения, комфорт и качество дорог, об этом лучше и не говорить.
***
Монополия извозчиков рухнула в 60-70 гг. XIX в. после появления конно-железных дорог, а окончательно “сбросил с трона” частный извоз, появившийся через несколько десятилетий, электрический трамвай.
И хотя бричка с лошадью еще долго противилась наступлению технического прогресса, пытаясь приспособиться к новой действительности, ход истории неумолим.
К сведению, в СССР гужевой транспорт официально был “отменен” только в начале 40-х гг.
Как выглядел частный извоз в Чернигове ?
Самый распространенное представление об извозчике — это здоровый бородатый мужик в тулупе и шапке, подпоясанный кушаком и управляющий рессорной коляской. Такими их, как правило, изображали писатели или художники.
На самом деле этим промыслом мог заниматься любой представитель мужского пола, в возрасте от 18 до 60 лет, лишенный физических недостатков, (слепота, глухота, отсутствие рук, ног).
Как становились извозчиками? Во-первых, желающий заниматься извозом, должны был удостоверить личность в полиции, во-вторых, предъявить для осмотра повозку, лошадь и все сопутствующие приспособления. Если все было в порядке, кандидат в извозчики регистрировался, платил 1.5 рубля налога и получал на руки документ, в котором был указан его адрес, “технические характеристики” транспортного средства, а также число лошадей, экипажей и наемных работников, если таковые у него имелись. После этого в городской управе извозчику выдавали белый номерной знак, крепившийся к повозке сзади и сбоку.
Внешний вид и правила
Кроме этих бюрократических процедур, к извозчикам предъявлялся ряд этических требований. Так, для всех перевозчиков гужевого транспорта была утверждена унифицированная форма одежды — темно-синий жупан, шапка, летом — легкая, зимой — меховая, а главным моральным критерием была трезвость и опрятный вид. Без соблюдения этих условий полиция имела право снять повозку с маршрута.
Извозчикам также запрещалось курить, хамить пассажирам, приставать к ним с разговорами и возить пьяных по городу. Если клиент что-то забывал в повозке, эту вещь нужно было незамедлительно отдать в полицию. Блюстители закона, кстати, определяли и места постоянной дислокации извозчиков, а также могли обязать их перевозить больных, мертвых, раненых или неадекватных пассажиров.
Кстати, за багаж и поездку в ночное время была отдельная плата.
“Междугородние” перевозки
Так перемещались жители Чернигова по городу 100 и более лет назад. Что же касается поездок за город, то здесь все было сложнее.
Как говорится, к хорошему быстро привыкаешь, вот и мы привыкли, что добраться до Киева — дело нескольких часов. Притом что нашим прабабушкам и прадедушкам для этого требовалось несколько дней. Нанять извозчика для такой поездки нужны были немалые средства и большинство добиралось до столицы пешком, в лучшем случае верхом.
Так было долгое время, а изменилась ситуация после появления речного транспорта. И до 50-х гг. XX в. он был основным связующим звеном между Черниговом и другими городами. Так, чтобы добраться до Киева по Десне требовалось 13-15 часов, а обратно, из-за встречного течения, еще дольше. Впрочем, в то время жизнь была неспешной, цены для пассажиров невысокими, а само путешествие сравнительно комфортным, так что все были довольны.
Эпоха автомобилей
Конец XIX в. принес еще больше удобств в жизнь горожан, в частности, появилось железнодорожное сообщение между Киевом и Черниговом. Сколько добирались до столицы? С учетом средней скорости поезда — 30 км/ч, дорога занимала 7-8 часов. Однако билеты стоили дороже, чем на пароход, поэтому большинство по-прежнему предпочитало путешествовать по воде.
Так продолжалось, пока автомобили не стали основным средством передвижения, а через Десну не построили мост. Первый автобус на улицах Чернигова появился в 1934 г. и ходил по маршруту “Вокзал—Стадион”. Через год пустили еще один — “Красная площадь— Ремзавод”.
Великая Отечественная война существенно затормозила экономическое развитие региона. Поэтому только в начале 60-х в системе общественного транспорта Чернигова произошли знаковые изменения — в городе появились первые троллейбусы.
В 1964 г. на свои маршруты выехали первые “рогачи”, в количестве 22 штук. Позже троллейбусный парк разросся. В 80-е троллейбусы стали самым популярным общественным транспортом в городе, а их количество достигло 180 единиц.
Что нас ждет в ближайшем будущем?
Сегодняшняя транспортная система в Чернигове далека от совершенства, есть много проблем, которые нужно решать. При этом нельзя сказать, что власти ничего не делают в этом направлении. Так, на маршруты выходят новые, современные транспортные средства,вводятся электронные билеты,приводятся в порядок остановки, к тому же в мэрии обещают в ближайшем будущем оснастить весь общественный транспорт GPS навигацией, что позволит через смартфоны отслеживать нужные автобусы и троллейбусы.