Четверг, 23 сентября, 2021

История черниговского троллейбуса: с чего все начиналось?

Можно по-разному относиться к общественному транспорту, любить его или ненавидеть, но при этом нужно понимать, что если б его не было, наша жизнь стал бы куда менее комфортной, пишет chernigiv-future.com.ua.

Новый вид общественного транспорта, смесь автобуса и трамвая, — троллейбус, появился  в Германии, в конце XIX. Его производство стало возможным  после изобретения так называемого “троллейбусного ролика”,  позволившего “безрельсовым трамваям” двигаться по улицам с помощью электричества.  

В течении следующих нескольких лет  эту важную деталь усовершенствовали, и уже в 1909 г. троллейбус приобрел почти современный вид.

В Чернигове троллейбусы появились значительно позже. Рассказываем, когда это произошло и как “рогатые автобусы” вписались в жизнь города.

Первые троллейбусы  в Чернигове

Историческая справка: В Советском Союзе троллейбусы вышли на маршруты в начале 30-х годов, причем не сразу и не везде. Первым городом в СССР, где это произошло, стала Москва — в 1933 г., через 2 года троллейбусы появились в Украине.

Среди украинских городов, Чернигов в этом плане долго пас задних, здесь “безрельсовые трамваи” выехали на городские улицы гораздо позже. Все началось в апреле, 1963 г., когда министр коммунального хозяйства Селиванов издал распоряжение о создании в Чернигове троллейбусного предприятия.

Нужно сказать, что строительство и подготовка улиц “под маршруты”  шло быстро, с присущим тем временам размахом и, конечно, в “сжатые сроки”.

В октябре 1964 г. провели обкатку линий, а в начале ноября уже открыли первые троллейбусные маршруты: от железнодорожного вокзала до Бобровицы и от Бобровицы до завода Химволокно. Все тогда работало 22 машины.

Любимый вид транспорта

Троллейбус пришелся по душе властям, горожанам и прижился в Чернигове. И в дальнейшем сеть “рогатых автобусов” только расширялась — открывались новые маршруты, закупались более современные транспортные средства. В 80-е, на которые пришелся “золотой век” черниговского троллейбуса, на улицах города работало до 160 машин. Тогда же была построена новая троллейбусная трасса по ул. Боевой ( сегодня — Героев Чернобыля) и запущен  “юбилейный” десятый маршрут, соединивший завод автомобильных запчастей ( ЗаЗ) и завод радиоприборов. Кстати, это была последняя линия построенная в советский период и оставалась таковой на следующие 20 лет.

Троллейбусный автопарк 

Первые машины, вышедшие на маршруты в 1964 г. в Чернигове были марки МТБЭС, двухдверные троллейбусы московского Сокольнического вагоноремонтного завода, и  киевские ЛАЗы “Киев-5”, выпускавшиеся с 1963 по 1965 гг.

В конце 60-х в Чернигов поступили первые модели “Киев-6”, почти на 20 лет закрепившиеся на маршрутах. Кроме того, в 1976 г. в  город прибыли 10 новеньких высокопольных троллейбусов Зиу-682 из г. Энгельс Саратовской области, ставших в итоге самыми популярными в Чернигове вплоть до нынешних времен.

С 2010 г. на черниговском автозаводе стали собирать собственные машины на базе белорусских низкопольных БКМ-32100 с большой вместительностью пассажиров. А 24 августа 2011 г., к 20 летию независимости, состоялся торжественный выход первого местного троллейбуса на маршрут.

Так началась новая эпоха в истории черниговского троллейбуса, но это уже тема для другой истории.

Latest Posts