Окончательное решение о переносе двух братских могил с центра города еще не принято, тем не менее городская комиссия по вопросам сохранения и сбережения историко-культурной среды приняла решение рекомендовать депутатам горсовета перезахоронить усопших в другом месте, а заодно и убрать, находящийся на Валу, памятник партизанам, пишет chernigiv-future.com.ua.
Об этом сообщила пресс-служба мэрии.
Что думают об этом историки и горожане
Нужно сказать, что мнения жителей Чернигова по этому поводу разделились, одни за то, чтобы оставить мертвых в покое, другие, говорят, что после перезахоронения Попудренко и Капранова на городском кладбище “Яцево”, нужно перенести и эти могилы. Мол, мертвые должны лежать с мертвыми.
Это мнение, кстати, разделяет и директор Черниговского областного исторического музея Сергей Лаевский. В частности, он считает, что идеальный вариант для перезахоронения воинов, погибших в 1943 г. при освобождении Чернигова, это кладбище на Старобелоусской, где уже есть такие могилы и под них отведена территория.
Кроме того, директор Исторического музея, уверен, что превращать город живых в город мертвых по меньшей мере неэтично. По словам Лаевского, у Чернигова древняя история и, по сути, он и так “стоит на кладбищах”.
Так сложилось, говорит ученый, что хоть и хоронили мертвых наши предки за пределами жилой зоны, традиций переносить кладбища не было, как не было и знаков, указывающих на них. Соответственно город расширялся, а люди селились там, где было удобно. Однако сейчас понятия изменились и мы хороним людей в специально отведенных местах, поэтому будет разумным перенести останки на общее кладбище.
Все беды от коммунистов?
Сергей Лаевский уверен, что да, по крайней мере, если это касается традиции — хоронить погибших в парках и исторических центрах городов. Ученый утверждает, что такие порядки появились с момента прихода к власти большевиков.
Зачем это было нужно? По мнению историка, это был определенный посыл обществу, что именно здесь теперь главная святыня и что так будет всегда.
Но, к счастью, времена изменились, констатирует Лаевский. Мы возвращаемся к нормальной морали и поэтому логично определить мертвых на покой в установленном божьими и человеческими законами месте.
При этом историк предостерегает от путаницы с останками погибших во время Великой Отечественной войны и во время Гражданской войны, в 1919 г. Лаевский считает, что это две совершенно разные истории и важно понять,что писать на могильном камне, ведь та надпись,что сегодня в сквере Попудренка явно за пределами здравого смысла.
Мысль ученого понятна, поскольку надпись буквально гласит, что здесь лежат герои, отдавшие жизнь за независимость нашей Родины. С ходу возникает вопрос, какой?
Впрочем, до самого перезахоронения еще далеко, если оно вообще состоится. Ведь решение комиссии носит рекомендательный характер. Могилы находятся под охраной государства и нужно пройти целый ряд процедур,чтобы получить на это разрешение.
К тому же имеется масса вопросов технического характера, например, неизвестно сколько точно людей похоронено. И если подходить к вопросу гуманно, то необходимо эксгумировать останки. А потом, если все получится, похоронить каждого воина в отдельной могиле.