Суббота, 5 октября, 2024

Всей громадой на велосипеды: как в Соснице решили проблему общественного транспорта

Не секрет, что у сельских общин в Украине масса социальных проблем, считающихся по умолчанию неразрешимыми. Например, общественный транспорт, пишет chernigiv-future.com.ua.

Рассказываем, как благодаря  рациональному подходу и здравому смыслу в смт Сосница на Черниговщине (с 2017 г. центр объединенной территориальной громады) разобрались с  этим сложным вопросом.

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет

Именно так и поступили в Соснице, решив упростить жизнь местным  жителям и приезжим из соседних сел — пошли нетрадиционным путем. А проблема была еще та. Ведь, если в мегаполисах население недовольно стоимостью и качеством транспортных услуг, то в городках подобным Соснице общественного транспорта просто нет. И люди, приезжающие  в такие населенные пункты по насущным делам, вынуждены передвигаться пешком. А это занимает много времени и физически тяжело (протяженность некоторых смт 10 и более км). Что же касается такси, то с трудом сводящим концы с концами селянам этот вид транспорта не по карману.

В Соснице же решили проблему радикально — создали собственный велопарк. Теперь велосипедами может пользоваться каждый и, конечно, это бесплатно. 

Мобильная община

Сегодня Сосница — центр объединенной территориальной общины, куда каждый день приезжают сотни людей из окрестных сел. Кто-то едет в медсанчасть, кто-то в Пенсионный фонд, в полицию или просто за покупками. Каждое из перечисленных учреждений находится друг от друга на приличном расстоянии и если вам было нужно успеть и туда и сюда, то придется побегать. 

В 2019 г. Сосницкий сельсовет стал сотрудничать с польским Фондом международной солидарности, занимающимся общественными вопросами, в частности, развитием социальных услуг в Украине.

Там представители Сосницкого сельсовета и узнали, как в наименьших польских административных единицах, гминах, работает система услуг для населения. Обучение продолжалось несколько месяцев, после чего фонд предоставил им возможность подать заявку для реализации идеи.

Одна из участниц проекта, секретарь Сосницкого сельсовета, Светлана Пастушенко, говорит, что, на самом деле, это уже был второй замысел, который удалось воплотить в жизнь благодаря Фонду солидарности. В 2019 г. представители Сосницы получили гранд на приобретение 7-ми местного автомобиля для отдаленных сел общины. Теперь на этом авто по графику к селянам выезжают медработники, парикмахеры, работники соцобеса и даже мастер по ремонту обуви. 

Сколько стоит велопарк?

Проект “Общественный велопарк” в Соснице реализовали за 2 месяца.И  стоило такое удовольствие сравнительно недорого — 446 тыс. грн из которых 390 тыс. выделил Фонд, а 56 тыс. дала Сосницкая ОТГ. 

Что входило проект? Строительство 4-х велоостановок, покупка 25 велосипедов, монтаж системы слежения и подсветки парковок, работающей, кстати, от солнечных батарей. Велосипеды выбрали отечественные, по 7 тыс грн. за штуку,  максимально укомплектованные, с сиденьями для детей и передними корзинами для груза. 

Реализацией идеи, покупкой велосипедов, выбором мест для стоянок, установкой систем слежения, занимались сами работники сельсовета. Говорят, что благодаря системе “Прозоро” сэкономили около 70 тыс грн., которые потом потратили на видеонаблюдение за велопарковками. А еще, оказалось, что в Украине проблема купить 25 одинаковых байков, поэтому тендер на закупку объявляли дважды.

Сейчас сосницкий велопарк на консервации, но с наступлением тепла, велосипеды соберут и установят в отведенных для этого местах.

Как  будет работать система “малого общественного транспорта” в Соснице?

Пока что в сосницком сельсовете планируют 4 велоостановки. Первая — у больницы,вторая — у отеля, третья — у стадиона и последняя у центрального продуктового магазина. Все парковки установлены вдоль самого популярного маршрута в смт: от остановки, мимо собеса, поликлиники и сельского рынка. 

К сведению, пешая дорога по этому маршруту из одного конца городка в другой занимает около 3 часов.

Как  воспользоваться услугой? По словам сотрудников сельсовета, правила эксплуатации техники размещены на специальных стендах. Никакой особой регистрации для желающих прокатится нет. На стоянках установлены видеокамеры, а на каждом транспортном средстве — система GPS слежения, сигнал от которой поступает на пульт. Таким образом, можно контролировать ситуацию и видеть, где и какой велосипед в данный момент находится.  Что касается графика работы, то парковки будут открываться ежедневно в 7.30.

По правилам, взявший велосипед на одной стоянке, должен оставить его на другой, ну а если нет, то работник, отслеживающий передвижение велотранспорта, будет самостоятельно возвращать общественное имущество на место.

Важный момент! Ездить на бесплатных байках можно только в пределах Сосницы. Если же кто-то попытается выехать за пределы городка, трекер тут же отправит предупреждение на пульт оператору.

Как общественность восприняла  идею

Светлана Пастушенко говорит, что граждане по-разному отнеслись к ноу-хау. Те, кто живут в Соснице и ездит на собственных велосипедах, не оценили задумку. А вот жителям “окраины” и сел идея понравилась.  В конце концов, заключает Светлана, этот проект на них, в основном, и был рассчитан. 

Впрочем, и владельцам собственных велосипедов от нововведения будет польза. В ближайшее время на парковках установят веломастерские, где каждый в случае необходимости сможет отремонтировать своего “железного коня”. Каждая такая установка обеспечивает ликвидацию 10-15 мелких поломок ежедневно и это снимет еще одну проблему —  мастер по ремонту велотранспорта в Соснице один, да и тот работает только до обеда.

А еще сосницком сельсовете планируют развивать местный велотуризм и проводить экскурсии по типу “Велотур одного дня по общине”, ведь у городка богатая история да и сам он выглядит привлекательно. Кстати, здесь родился автор “Зачарованої Десни” Александр Довженко и в сегодня в смт работает его литературно-мемориальный музей.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.