Сегодняшний Чернигов не обделен старинными храмами и монастырями и считается в Украине одним из самых перспективных городов в плане туризма. Однако это историческое наследие далеко не все, что у нас было. Многое утеряно безвозвратно, пишет chernigiv-future.com.ua. Поговорим о некоторых забытых святынях Чернигова, где они находились и как сложилась их дальнейшая судьба.
Кресто-Воздвиженская церковь
Этот храм располагался в районе сегодняшнего магазина “Янтарь”. Церковь упоминается в документах второй половины XVIII в., причем из этих записей не до конца понятно, какой она была — деревянной или каменной.
А вот что известно точно, так это то, что рядом с ней была колокольня, школа и больница.
Судя по тем же записям, храм строили долго, заложили в 1759 г. а закончили в 1778 г. благодаря пожертвованиям горожан.
К сожалению, следующие 100 лет о Кресто-Воздвиженской церкви упоминаний нет, но, очевидно, что судьба ее была незавидной.
В 1881 г. один из жителей Чернигова, копая яму под погреб, наткнулся на колокол. Потом оказалось, что их в земле три. Исходя из этого, предположили, что это и есть бесследно исчезнувшая Воздвиженская церковь. Ее отстроили заново. Храм достоял до Великой Отечественной войны, во время которой был сильно разрушен. Поэтому после освобождения Чернигова его разобрали окончательно и больше не восстанавливали.
Часовня Александра Невского
Часовня Александра Невского была построена в 1870 г. и располагалась недалеко от Кресто-Воздвиженской церкви. В начале XX в. она находилась в юрисдикции религиозно-просветительской организации Николаевское братство.
В 1941 г. часовня пострадала от попадания немецкой бомбы, однако, в отличие от соседнего храма, после войны ее восстановили, надстроили еще один этаж, и сегодня здесь находится филармония.
Сретенская церковь
Этот храм находился на пересечении ул. Горького и пр. Победы. Известно, что деревянное однопрестольное здание было построено в середине XVIII в. на средства черниговского бургомистра Миляревского. К немУ, как было заведено в те времена, “прикреплялась” школа и больница. Что случилось с этой церковью потом, неизвестно. Ее фундамент обнаружили через много лет во время очередного ремонта Сретенской улицы ( сегодня пр. Победы).
Покровский храм
Покровский храм располагался по соседству с Елецким монастырем и был построен в 1746 г. на месте своего предшественника. По церковной традиции название церкви менять не стали.
Храм простоял почти век и в 1837 г. был закрыт из-за ветхости. Его не стали восстанавливать на этом месте, а возродили в каменной галерее Екатерининской церкви, а Покровский приход вошел в состав Екатерининского.
Впрочем, простоял “теплый” Покровский храм недолго. Оказалось, что он не вписывается в архитектурный ансамбль “приютившей” его Екатерининской церкви и здание разобрали.
Вознесенская церковь
Согласно легенде, храм построили по распоряжению черниговского полковника и наказного гетмана Войска Запорожского Павла Полуботка, но сохранившиеся документы утверждают, что здание было возведено на средства горожан в 1783 г.
Каменный храм находился возле церкви Михаила и Феодора на нынешней ул. Павла Полуботка. В 70-х гг. XIX в. храм перенесли в другое место, где он простоял еще почти 100 лет, до середины XX в. В 1955 г., серьезно пострадавшее во время Великой Отечественной войны здание Вознесенской церкви решили не отстраивать заново и разобрали на кирпичи.
Варваринская церковь и церковь Богоявления
Об этих храмах почти ничего не известно, кроме того, что первый основательно перестраивался в 1800 г., но через несколько десятков лет окончательно пришел в негодность и был разобран одновременно с Вознесенской церковью. Правда, последней повезло больше, ее в 1870-1874 гг. перенесли на другое место — на перекресток ул. Московской (Т. Шевченко) и Петербургской ( А. Молодчего).
Что касается черниговской церкви Богоявления, известно, что она была довольно большой, с колокольней, школой и больницей, и находилась между Сретенской и Николаевской церквями.
Другие исчезнувшие храмы Чернигова
Кроме перечисленных ранее церквей, в Чернигове было еще много культовых сооружений, данных о которых совсем немного. Так, известно, что в районе Бобровицы был Мироносицкий храм ( впервые упоминается в XVII в.), по соседству с Воскресенской церковью находился храм Георгия Победоносца. Кстати, еще одна Воскресенская церковь была в районе Детинца.
Далее, на ул. Старобелоусской (на территории кладбища) функционировал Петропавловский храм, рядом с Борисоглебским собором находилась каменная церковь Всех Святых, также в городе было два храма Иоанна Богослова, один располагался на Валу, а другой возле мужской гимназии. Есть также информация, что еще одна церковь находилась на месте сегодняшнего госархива ( бывший дом архиепископа), правда, что это был за храм и какому святому он был посвящен неизвестно. Кроме этого, возле храма Святой Параскевы Пятницы, стояла деревянная церковь Иоанна Крестителя с трапезной.
Сохранившиеся храмы Чернигова
К счастью, не все храмы Чернигова постигла печальная судьба церквей, упоминавшихся выше — в городе много древних исторических памятников, включая и христианские культовые сооружения.
Так, одним из интереснейших является Троицкий собор, входящий в комплекс Троицко-Ильинского монастыря, заложенного на Болдиных горах самим Антонием Печерским. Монастырь был разрушен в XIII в. монголо-татарами и отстроен в 1649 г. казацким полковником Семеном Подобайлом.
Не уступает Троицкому собору по значимости и Спасо-Преображенский собор, один из древнейших христианских храмов в Чернигове. Здание было заложено при князе Мстиславе Храбром примерно в 1030 г., а полностью достроено через 20 с лишним лет и в итоге стало усыпальницей своего основателя — Мстислава Храброго, а также князя Игоря Святославовича, героя легендарного “Слова о полку Игоревом”
Еще один значительный памятник старины — Борисоглебский собор, построенный в XII в. на фундаменте еще более древнего сооружения XI в. Здание храма неоднократно перестраивалось. Во время последней реконструкции в 50-е гг. XX в. собору возвратили стиль и формы древнерусского зодчества и сейчас он максимально похож на изначальный вариант XI в.