Не будет преувеличением сказать, что самим своим существованием Чернигов во многом обязан небольшому притоку Десны, реке Стрижень, на берегу которой он, собственно, и был основан, пишет chernigiv-future.com.ua.
В течение всех следующих веков Стрижень служил источником питьевой воды для жителей города и защищал его от врагов. Однако время шло, Чернигов разрастался и постепенно перебрался на другой берег Стрижня. В результате река оказалась внутренней и из друга превратилась во врага — стала серьезной помехой для передвижения его жителей. Видимо, тогда и появились первые мосты в городе.
Попробуем выяснить, когда это произошло и сколько их было.
Город трех мостов
На сегодняшний день в Чернигове 3 моста, выполняющие функции транспортных магистралей для тысяч горожан и потока автотранспорта. Их значение для города огромно. А примерно 150 лет назад в Чернигове было 2 моста через Стрижень.
Один из них, Красный, находился по соседству с бывшим загородным домом Полуботка. Второй, располагался под Валом, в районе так называемых Водяных ворот.
Его построили в 1783 г. на месте уничтоженной наводнением Гноевоей плотины, точная дата строительства которой неизвестна. Однако, если опираться на исторические документы, в частности, на грамоту московского царя Федора III от 1676 г., в которой это сооружение названо “старым”, плотина была построена как минимум за несколько десятилетий до появления этого документа. Сохранилось и ее изображение, в отличие от моста, о котором известно только то, что он был деревянным и простоял до начала XX в.
Красный мост
Удивительно, но и дата “появления на свет” самого известного черниговского моста, Красного, тоже приблизительна. И чтобы хоть как-то определиться со временем его строительства, приходится анализировать исторические документы. Именно благодаря им и можно предположить, что этот мост был построен во время правления гетмана Ивана Самойловича, то есть с 1672 по 1687 гг.
Так, точно известно, что именно Самойлович приказал убрать “плотину Полуботка”, “воровавшую” воду, у стоявшей ниже по течению, Гноевой плотины. Очевидно, что на ее месте и появился Красный мост. А что касается временных рамок, вряд ли после сноса первого объекта строительство второго долго откладывалось, необходимость в переправе у горожан на другой берег была острой.
Известно также, что в конце XVIII в. властями Чернигова горячо обсуждался вопрос о капитальном ремонте Красного моста, и что на этом настаивал сам губернатор.
К сведению, в начале XX в. этот инженерный объект “понизили” более чем на метр и установили специальный полицейский пост, как на важной транспортной артерии города.
В 1914 г. устаревшую деревянную конструкцию моста разобрали и заменили бетонной. В таком виде он простоял до 1964 г., когда был реконструирован в связи с открытием троллейбусного движения в Чернигове. В частности, сооружение дополнительно укрепили и сделали тротуары. В таком виде Красный мост и дожил до наших дней.
“Семинарский” и “Белый”
“Семинарский” мост, располагающийся выше Красного, был построен в начале XX в. рядом с бывшей семинарией, сегодняшним военным госпиталем. Конструкция была деревянной и простояла достаточно долго. В середине 60-х ее заменили на железобетонную.
Еще одна важная транспортная магистраль Чернигова — железобетонный мост Белый, построенный в 1963 г. По нему проходит, с левого берега на правый, одна из центральных улиц города — проспект Победы.
К сведению, до этого моста здесь был другой, деревянный, поставленный в 1899 г. и, судя по всему, не очень удачно, поскольку уже через несколько лет сооружения разобрали и перестроили.
Кстати, на плане Чернигова за 1908 г. обозначен еще один мост через Стрижень, на ул. Киевской, но как он выглядел и как назывался, к сожалению, не известно.