Феодальная раздробленность и многочисленные набеги татар привели к тому, что Черниговское княжество не смогло сохранить свою самостоятельность и стало частью Великого княжества Литовского и Русского. Изменение политического подчинения Сиверщины произошло в конце XIV века. Литовское княжество, сообщает сайт chernigiv-future, было многонациональным государством, которое включало в себя собственно литовские земли, территории Беларуси и часть территории современной Украины.
Чернигов во времена Великого княжества Литовского
Несмотря на то, что литовцы были, по сути, захватчиками, украинское население воспринимало их «как своих». Причиной тому была лояльная внутренняя политика литовских князей. Правители княжества руководствовались принципом: «мы старины не нарушаем и ничего нового не вводим». Новые правители пытались сохранить старые законы и обычаи, не ущемлявшие права местной элиты.
В исторических документах упоминается первый литовский правитель Чернигова – князь Дмитрий Корыбут. Правитель Сиверщины Свидригайло пошел в 1430 году «на повышение» – стал великим князем Литвы.
Несмотря на то, что Чернигов продолжал быть удельным центром, тогдашнюю жизнь в нем никак нельзя назвать бурной. В 1380 году князь Витовт построил здесь замок. По Десне во времена Литвы велась торговля с Московским царством, а в самом городе работала таможня. Также в исторических документах упоминается о «Домыслином дворе» и о том, что местная знать имела собственность в окрестностях города.
Чернигов под властью Московии
Через 70 лет после карьерного взлета Свидригайла Сиверщина вместе с Черниговом снова изменила свое подчинение, став частью Московского княжества. Как же это произошло? Различные исторические источники рассказывают об этом по-разному.
В 1496 году Сиверщиной стал владеть выходец из Московии Семен Можайский. Что-то не поделив с тираном-самодуром Иваном III, он попросил политическое убежище у литовского правителя. Беря во внимание высокий статус изгнанника, литовский князь предоставил ему Сиверщину для «кормления».
Через 4 года Семен Можайский ответил на это изменой, подчинив Сиверщину Московскому княжеству. Началась война. Но она только подтвердила новый «статус-кво». Черниговская земля на 100 лет оказалась во власти Московии.
Из случившегося можно сделать один из двух альтернативных выводов. Вариант первый: в крови каждого москаля живет измена. Изменив один раз, «москаль» обязательно сделает это и во второй раз. Вариант второй: Семен Можайский был эдаким «засланным казачком» Ивана III, который разработал и успешно претворил в жизнь спецоперацию. То есть «многоходовки» не являются ноу-хау «деда войны, повелителя бункера», ВВХ. Подвох, подлость, измена – это все «в крови» каждого россиянина. Хотя какие они россияне? Петр Первый украл название Русь, модифицировав его в Россию.
Украина должна вернуть наследие предков и историческое название: Русь-Украина. Страстным сторонником смены названия нашего государства является советник офиса Президента, Алексей Арестович. А ваш покорный слуга с ним полностью согласен.
Но вернемся к Чернигову и его истории. В составе Московского государства город приобретает особый статус – он превратился в хорошо укрепленную крепость. От Московии Чернигов отделяли густые леса, а от украинских земель – новая государственная граница. Поэтому московские правители решили сделать из Чернигова форпост на границе с Литовским княжеством.
В 1530-х годах в городе начали селиться «служилые люди» – «дети боярские» и стрельцы. В конце столетия местный гарнизон насчитывал более тысячи человек во главе с 2-3 воеводами. Чернигов тогда был чисто военным поселением, вся жизнь которого, в том числе экономическая, сосредотачивалась на обслуживании замка-крепости.
Современные археологи нашли на Валу остатки мастерской 16 века, производившей кожаные изделия, в том числе и обувь. Исследователи обнаружили, что тогдашние мастера производили обувь не только по местным и московским, но и по чисто европейским образцам.
Кто знает, сколько бы еще властвовали московиты на Сиверщине. Случилось так, что «не было бы счастья, да несчастье помогло». Несчастье для московского царства. После смерти Ивана Грозного в Московии начались тяжелые времена. Григорий Отрепьев, более известный как Лжедмитрий, собрал войско из польской и украинской шляхты, отправился военным походом из Киева на Москву. Свои права на престол он объяснял тем, что является сыном умершего тирана.
Планируя военный поход, Лжедмитрий понимал, что может не взять Чернигов, хорошо укрепленный город с 27 орудиями. Поэтому незадолго до похода началась информационная спецоперация: люди Лжедмитрия распространяли по Сиверщине письма, в которых было написано, что он Дмитрий является настоящим царем. И это сработало. Когда собранное авантюристом войско подошло к Чернигову, «служивые» поверили Григорию Отрепьеву и арестовали своих воевод. Став царем, Лжедмитрий не забыл о Чернигове и предоставил городу значительные льготы.
Как известно из истории, правление Лжедмитрия было недолгим. Царя убили, на Московии началась Смута – кровавая междоусобица. И тут в столичную смуту решил вмешаться польский повелитель.
Для Чернигова это стало настоящей трагедией, потому что в 1610 году королевский ротмистр Самийло Горностай внезапным набегом захватил город и сжег его до основания. Через 8 лет война завершилась мирным соглашением, согласно которому Сиверщина вошла в состав Речи Посполитой.
Поляки на древнерусский манер создали здесь Северское княжество. Администратором новой территориальной единицы стал королевич Владислав, сын Сигизмунда III.
Польские короли хотели закрепиться здесь всерьез и надолго, поэтому поощряли шляхту и казаков из других земель переселяться в Сиверщину. Переселенцам, способным нести военную службу, предоставляли в пользование земли под городом и в самом городе. В 1623 году были восстановлены городские укрепления в пределах средневекового Детинца.
Магдебургское право в Чернигове
27 марта этого же года город получил особую привилегию – магдебургское право. Это коренным образом изменило все правовые базы жизни горожан. На манер европейских городов в Чернигове появился орган местного самоуправления – магистрат. Руководил магистратом войт.
Это было нечто вроде современной децентрализации, но в более широком виде. Городские власти получили право устанавливать местные налоги и сборы, распределять полученные средства.
Перед государством город имел две обязанности: платить небольшие налоги и поддерживать в порядке городские укрепления на случай новой войны. Магдебургское право регулировало экономическую жизнь в городе. К примеру, было установлено, что купцы из других городов не имели права торговать на местном рынке сами. Их обязывали продать свои товары оптом черниговским купцам. Магдебургское право регулировало и земельные дела. К собственности магистрата перешла не только городская территория, но и земли вне Чернигова. Жители города могли пользоваться земельными участками за Черниговом, озерами, сенокосами и лесами.
Городские земли было запрещено продавать. Их отдавали в пользование за определенную плату (для организации производства, торговли, возведения жилых построек).
В городе появилась ратуша с часами, свой герб и городская печать. На печати было изображение рыцаря в доспехах, державшего флаг в своей правой руке. Это был не простой рыцарь, а Владислав – святой, уважаемый в католической и православной церкви.
Черниговское воеводство
В 1635 году поляки снова сменили административно-территориальное устройство Черниговщины. Сиверское княжество стало Черниговским воеводством. В Чернигове начали действовать сеймики и другие органы власти.
В то время численность населения города составляла около 2 тысяч человек. На Черниговщину активно переселялись жители других частей Украины – Галиции, Подолья и Волыни.
Формировались ремесленные цеха. Они объединяли представителей одной специальности или нескольких родственных. Руководил цехом мастер, он нанимал себе учеников (подмастерьев). В 1627 году в Чернигове действовал пекарский цех, в 1630-х появились ковальский, сапожный, скорняжный и портняжный цехи. Помимо основной деятельности, цехи могли заниматься и пчеловодством.
После вхождения в польское государство в городе изменилась и религиозная жизнь. В Чернигове возникают униатская и католическая церкви, Спасский Собор и Елецкий монастырь перешли в руки униатов, а Борисоглебский собор стал частью доминиканского ордена.
Благодаря униатской церкви в Чернигове начали печатать книги. Епископ Кирилл Ставровецкий издал сборник своих религиозных произведений «Жемчужина многоценная».
Как видим, польские власти полностью обновили жизнь города. Это развитие Чернигова продолжилось и во времена Гетманщины. Но это уже тема нашей следующей статьи.