Известно, что история “христианского” Чернигова насчитывает более тысячи лет, в вот временные рамки дохристианского периода специалистами определены весьма условно. На сегодня мы можем уверенно говорить как минимум о 3-х столетиях “языческого” Чернигова, но почти наверняка после новых археологических находок, этот срок увеличится, пишет chernigiv-future.com.ua.
Все эти столетия наши предки поклонялись божествам, олицетворяющим силы природы и делали они это в своих святилищах. Поговорим о том, где в Чернигове могли располагаться храмы древних славян и что на это указывает.
Было капище, стала церковь
Удивительное дело, но исследования археологов подтверждают, что местонахождение языческих капищ довольно часто совпадает с расположением христианских церквей. Особенно если это древние церкви , построенные в период становления новой веры.
Такие совпадения историки объясняют тем, что тогда христианская церковь боролась всеми способами за место “под солнцем” и, чтобы проявить лояльность к новообращенным христианам, власти ставили храмы на месте старых славянских капищ.
В свою очередь, мистические теории объясняют такой феномен наличием неких “мест силы”, где присутствует особая энергетика. При этом неважно христианский храм стоит на том месте или языческий, а важен сам факт его присутствия.
Получается, что в Чернигове логичней всего искать главное капище славян на месте центрального храма города, то есть Спасо-Преображенского собора, построенного в XI в.
Загадка 4-х колонн
Что ж, кто ищет, тот всегда найдет. Сегодня историки, работающие в этом направлении, утверждают, что остатки древнеславянского святилища в Чернигове обнаружены… и это 4 мраморных колонны Преображенского собора.
Дело в том, что в середине XVII в. собор пережил пожар и капитальный ремонт. После реконструкции храма его колонны обложили кирпичом
А когда одну из колонн открыли для обозрения, стало понятно какими они были изначально. Анализ внешнего вида и материала позволил специалистам утверждать, что именно эти колонны — часть языческого святилища.
И судя по обнаруженным во время раскопок остаткам строительных материалов, колонны вырубывали из блоков на месте, здесь же их и шлифовали.
Еще одно доказательство расположения древнеславянского святилища на месте Спасо-Успенского собора в Чернигове, по мнению археолога, это остатки прокаленного суглинка, свидетельствующего о том, что в этих местах долгое время горели неугасающие костры, еще одна традиция характерная для языческих капищ.
Храм точно был, вот только чей?
Зачем использовали эти колонны при постройке Спасо-Преображенского собора? Здесь вариантов несколько, но, очевидно, что таким образом христиане убили сразу двух зайцев — продемонстрировали победу новой религии над старой и убедили новообращенных прихожан, что это место не утратило своей святости. Таким образом, бывшие идолопоклонники должны были чувствовать себя в новом храме максимально комфортно.
В целом же большинство историков уверенно в том, что в исторической части города, так или иначе, был языческий храм, и остается только выяснить, какому богу в нем поклонялись.
Серебряный идол
В 1701 г. в Чернигове началось строительство Коллегиума. Тогда и была обнаружена скульптура какого-то языческого бога, выполненная из серебра.
Возможно, что язычники просто спрятали “святыню” от не почитавших старую веру.христиан, в надежде извлечь изваяние в лучшие времена. Однако христианство, насаждавшееся огнем и мечем, пришло на Русь надолго и “серебряный бог” пролежал в земле около 700 лет.
К сожалению, в XVIII в. к археологическим находкам также относились без должного уважения и уникальная скульптура не дожила до наших дней. По указанию гетмана Мазепы ее отправили в Германию на переплавку и отлили из “языческого” серебра царские врата для Борисоглебского собора. Несомненно, это также шедевр, но, увы, из-за такого недальновидного поступка, возможно, мы так и никогда и не узнаем, чью скульптуру обнаружили строители.
Специалисты предполагают, что переплавленным в XVIII в. богом мог быть Перун. На это указывает “Повесть временных лет”, где сказано, что при Владимире в Киеве стоял деревянный Перун, с серебряной головой.
Есть также предположения, что серебряная статуя могла быть изображением полумифического северского воина Радогоща или бога солнца Хорса. Таким образом, вполне вероятно, что место на котором стоит Коллегиум и было местом главного языческого храма Чернигова.
Откуда взялись валуны?
А еще одно доказательство этого — огромные камни, вмурованные в фундамент Коллегиума.
Есть такие камни и в подвалах Коллегиума, причем на одном из них прослеживается изображение идентичное рельефу на камне Ильинской церкви. Историки предполагают, что в доисторическую эпоху эти глыбы определяли границы языческого храма.
Вполне возможно, что остатки культовых сооружений на месте Преображенского собора и Коллегиума — это одно и то же капище с языческими кумирами и навесом, который поддерживали те самые мраморные колонны.
Храмы Радогоща и Перуна
Что касается того, кому поклонялись в храме, специалисты считают, что специфическая треугольная планировка черниговского детинца сильно напоминает описанный немецким хронистом Титмаром Мерзебургским “град Радогощ”. Согласно текстам Титмара, в центре капища стоял одноименный храм. И если это так, то территория сегодняшнего детинца в те времена была культовым комплексом посвященным этому полубогу, воину и вождю.
А вот храм Перуна, скорее всего, располагался на Болдиных горах,. Идеальным местом для капища мог служить холм, где и сейчас, над Ильинской церковью, стоит старый дуб. Возможно, когда-нибудь языческий храма Перуна реконструируют, как это уже сделали на о. Хортица, что только обрадует и туристов, и местных жителей.