Среда, 24 апреля, 2024

Как колокол Мазепы оказался в России и удастся ли нам когда-то его вернуть?

Летом 2015 г., на колокольне одного из соборов в Оренбурге случайно обнаружили, казалось уже навсегда утраченную реликвию XVII в., —  колокол “Голубь” или иначе  колокол “Мазепы”, ранее принадлежавший Черниговскому историческому музею им. В. Тарнавского. Рассказываем, как колокол оказалась в Приуралье и есть ли надежда вернуть его домой. Далее на chernigiv-future.

Чем известен “Мазепин колокол”?

Колокол “Голубь” был отлит в Глухове, в 1699 г., для Воскресенской церкви в Батурине.  Курировал и финансировал проект лично гетман Левобережной Украины Иван Мазепа, а отливал колокол знаменитый специалист по изделиям из оловянной бронзы, — колоколам, пушкам, скульптурам, Карп Балашевич.

В итоге “Голубь” вместе с еще одним шедевром — “пушкой Милорадовича”, стал одним из лучших произведений мастера.  Его отличительные черты — портрет гетмана Мазепы в полный рост, с одной стороны, а с другой, стилизованное изображение  голубя, за что колокол, собственно, и получил свои названия.

К сведению, сегодня специалистам известно о 6 работах Балашевича. В историческом музее Чернигова сейчас хранятся две пушки, сделанные этим мастером, а остальная часть шедевров, как и “колокол Мазепы”, увы, “осела” в России.

Судьба колокола

В 1708 г. войска под предводительством князя Меньшикова захватили столицу Левобережной Украины Батурин и фактически сравняли ее с землей. Очевидно, что во время резни была уничтожена и Воскресенская церковь, находившаяся в центре города. Об этом говорит, кстати, и описание уцелевших зданий Батурина, составленное Меньшиковым, где эта церковь вообще не упоминается.

Что же касается колокола, то сегодня историки уверенно говорят, что его вывезли из Батурина не в 1708 г., после побоища , а сделали это намного раньше. Скорее всего “Голубь” был какое-то время собственностью Воскресенской церкви,  а потом перешел к Домницкому Рождество-Богородичному монастырю на Менщине, в качестве подарка. И это логично, ведь Мазепа, был его “крестным отцом”, строителем и основателем.

Там  “Мазепин колокол” “прописался” надолго , и вспомнили о нем впервые уже в начале XX в. В 1902 г. бывший сотрудник Черниговского исторического музея, художник и искусствовед Б. Пилипенко сделал его описание, где указал, что “на колоколе этом имеется отливное изображение самого гетмана Мазепы и герба его”. Затем в 1913 г. известный краевед и священник К. Карпинский в своей статье подтвердил слова Пилипенко,  сделав более детальное описание колокола с указанием, что “на левой стороне герба изображен Мазепа в полном гетманском обмундировании, с булавой в руке”. В статье также упоминаются параметры колокола, что “весил он около 40 пудов (более 650 кг), был в высоту — 95 см, и имел диаметр базы — 95 см”.

А вскоре после этого началась Первая мировая война, — рухнула Российская империя, началась Гражданская война. В общем, было не до колокола, да и сам он мог без следа сгинуть в этом лихолетье.

Но не сгинул, выжил. И в 1927 г. тот же Б. Пилипенко обнаружил его на прежнем месте, в  том же Домницком монастыре.

В те времена церковь, как известно, была у большевиков не в чести и поэтому особо не церемонясь, историческую ценность национализировали и перевезли в  вестибюль Черниговского государственного музея, где она и находился до начала Великой Отечественной войны.

Война и эвакуация

В 1941 г., как известно, немцы заняли Чернигов. Оккупация продолжалась 2 года. И за все это время о колоколе ничего не было слышно. А после освобождения  Чернигова, в 1943 г., “Голубя” объявили бесследно пропавшим  и таковым он считался аж до 2015 г. пока не обнаружился в Оренбурге.

И сегодня там или делают вид, или действительно не  знают, как “Мазепин колокол”, уже с трещиной и без языка, оказался в местном Никольском кафедральном соборе. В то же время по архивным документам можно проследить путь черниговской реликвии до Приуралья.

Так, согласно данным, указанным в статье “Черниговский исторический музей 20-90 гг.” ее авторы, бывшие работники этого музея, пишут, что в июле 1941 г. он закрылся и стал готовиться к эвакуации. Основную часть экспонатов  (около 30 тыс.) загрузили в вагоны и отправили в Уфу. Однако в пути один вагон потерялся и каким-то образом попал в Оренбург. Здесь, в местном краеведческом музее большинство экспонатов и находилось до освобождения Чернигова. И только в 1944 г. часть из них вернулась “домой”.  Как отмечают авторы статьи, многих предметов не хватало, кроме того, пропала часть документации, в частности, реестр эвакуированных вещей.

Частично проливает свет на судьбу черниговских экспонатов и воспоминания доктора исторических наук А. Федоровой из Оренбурга, которая писала, что в то время  город превратился буквально в склад исторических ценностей, которые свозили туда со всей страны. А о“черниговских экспонатах”  она пишет, что “они находились в ящиках и сундуках, намокли и покрылись плесенью”. 

По словам Федоровой, в Оренбург попали 9 пушек, 13 колоколов, личные вещи Мазепы, Хмельницкого, Скоропадского, много огнестрельного и холодного оружия, евангелия, иконы, церковная одежда и прочее. Всего по описи проходило 1398 предметов. Согласному этому и другим документам  музейные экспонаты из Чернигова вначале находились на территории “эвакобазы”, где хранились в ужасных условиях, из-за чего многое было потеряно безвозвратно.  И только летом 1942 г. их передали в местный краеведческий музей. 

Долгая дорога домой

В августе 1943 г. был составлен акт о возвращении экспонатов в Украину, однако не один колокол в этом списке не значился. И только через год, в августе 1944 г., “потрепанная” коллекция вернулась в Черниговский государственный музей, причем около 50 ценнейших экспонатов было украдено или потеряно навсегда.

Что касается колокола Мазепы, то согласно музейной сверке в 1947 г. его в реестре экспонатов не было. Очевидно, что по какой-то причине (?) его оттуда изъяли и оставили на территории “эвакобазы”, откуда в 1945 г. без законных оснований передали Никольскому кафедральному собору, где он и находится по нынешний день.

Удастся ли нам в ближайшем будущем увидеть “Мазепин колокол” в Украине, с оглядкой на текущие события, вопрос скорее риторический. Однако веру в это, как и в то, что все украденное Россией  рано или поздно вернется к своим законным хозяевам терять нельзя. 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.