Суббота, 11 мая, 2024
Домой Блог Страница 6

Как развивалась IT-индустрия в Чернигове до 24 февраля 2022 года

0

24 февраля 2022 года навсегда поделила жизнь многих украинцев на «до» и «после». Война затронула и черниговских «айтишников»: некоторые из них уехали в более безопасные регионы, а другие остались, чтобы защитить нашу страну от рашистской чумы. В этой статье на chernigiv-future предлагаем осмотреться немного назад и вспомнить, как развивалась IT-индустрия в нашем городе и с какими вызовами пришлось столкнуться во время коронакризиса.

Как «айтишники» прошли путь от посредников к инновационщикам

Черниговская IT-сфера прошла долгий путь от аутсорсинга до создания своих инновационных продуктов. Сначала бизнес делегировал «айтишникам» техническое обслуживание бизнес-процессов. Иными словами, ребята, хорошо знавшие компьютерные науки, были аутсорсерами. Такое сотрудничество было выгодно всем: представители бизнеса смогли сконцентрироваться на развитии собственного дела, не вникая в технические тонкости, а системные администраторы, программисты и мастера по обслуживанию компьютерной техники получили постоянную работу.

На этом этапе в Украину вошли иностранные компании. Почти все оборудование произведено за границей, как его лучше ремонтировать знают именно зарубежные специалисты.

Следующим был консалтинг. «Айтишники» начали предоставлять несколько более широкий перечень услуг, частично покрывавший и нетехнические специальности.

Затем «айтишники» устали «работать на дядю» – по всей Украине, и, в частности, в Чернигове, начали появляться так называемые «продуктовые» компании. Они разрабатывали уникальный цифровой продукт, который имел спрос не только в Украине, но и далеко за ее пределами.

Чернигов – город перспективных «айтишников»

Одна за другой в Чернигове начали возникать IT-компании. Сейчас их около трех десятков. Всего в сфере задействовано около 2000 специалистов, многие работают на фрилансе.

Одной из первых в Чернигове явилась компания Valtech. Ее директором является Артурас Кведерис. Представительства компании есть во многих городах Украины. Черниговский филиал отличается профессионализмом работников и организованностью работы.

Юлия Дайнеко, директор компании Jevera, вспомнила, как ее фирма начала работу в Чернигове. Десять лет тому назад ей понравился кадровый потенциал области. Пришедшие в компанию молодые люди были амбициозны и с нестандартным мышлением. Сейчас это тоже есть, но в гораздо меньшей степени.

Наиболее перспективная молодежь учится в «Черниговской политехнике». Раньше многие студенты этого вуза не стеснялись выходить за пределы университетской программы. Они искали дополнительные источники информации и возможности самореализации. Но теперь таких амбициозных молодых людей все меньше, примерно 15-25 человек из потока – считает Юлия Дайнеко. Современным IT-компаниям не нужны работники, просто выполняющие поставленные перед ними задачи – им нужны люди, которые могут генерировать новые подходы к решению. Требуется креатив, нестандартный подход.

Также в Чернигове, по мнению Юлии, есть большое количество свитчеров. Это люди, которые не получили профессионального IT-образования, но заинтересовались отраслью и решили сменить свою профессию.

Чернигов выбирали за неспешный темп жизни

До войны Чернигов был более комфортным городом для жизни, чем Киев. «Айтишники», не гнавшиеся за сверхдоходами, выбирали именно столицу Северщины. Во время коронакризиса почти все компании перешли на удаленный режим работы. Здесь проявилось еще одно преимущество Чернигова перед Киевом: можно зарабатывать так же, а тратить гораздо меньше.

Как коронакризис повлиял на IT

Коронакризис менее всего повлиял на IT-сектор. И все же некоторые компании, пытаясь предотвратить отток кадров, пошли на уменьшение заработной платы своему топ-менеджменту. Сэкономленные деньги перераспределяли между другими сотрудниками. Именно по такому пути пошла компания EVO, вспоминает Максим Мельник, директор департамента продаж.

А Ольга Пашенко, HR директор компании SendPulse напоминает, что в период карантина у них появилось еще больше чатов. В этих чатах сотрудники общались на разные темы, которые не обязательно касались работы.

Чернигов – достаточно перспективный город с точки зрения IT. В городе и области представлены разные технологии и языки программирования. Большинство компаний являются продуктовыми, а значит, инновационными.

В 2018 году здесь появился Черниговский IT-кластер, объединяющий все местные компании отрасли. Задачи кластера достаточно широкие: начиная от поддержки молодых специалистов и заканчивая поддержкой социальных проектов.

Как появилась радиосеть Черниговщины: первые громкоговорители в селах и радиоприемники

0

7 мая 1895 г. в Петербургском университете, на заседании физико-химического товарищества, преподаватель минного офицерского класса из Кронштадта Александр Степанович Попов впервые продемонстрировал, как работает радиосвязь. Сеанс состоял из передачи и приема долгих и коротких сигналов и их фиксации звонком приемника. Так, сообщает сайт chernigiv-future, появился прототип радиоприемника и были обоснованы принципы радиосвязи. 

Кстати, само слово радио стало широко употребляться позже, Именно так, на прошедшей в 1903 г., научной конференции в Берлине, ученые рекомендовали  называть изобретение Попова,  вместо употреблявшегося ранее термина — беспроводное телеграфирование.

В этой статье мы расскажем, как проходила радиофикация Черниговщины и что препятствовало созданию радиосети. 

Когда началась радиофикация Черниговщины?

Радиофикация Черниговщины стартовала в апреле 1920 г. с создания любительского примитивного приемника, ловившего сигналы морзянки из Москвы. Благодаря ему, в местном губернском исполкоме стали получать свежие сводки о ситуации в стране и регионе и передавать их в уезды,  откуда информация поступала в самые дальние села.

Набирать же обороты в губернии этот процесс начал с 1921 г.. В марте 1921 г. в Нежине, на двух колокольнях церквей, местные радиотелеграфисты установили 160 метровую антенну и город подключился к общегосударственной информационной сети.

В апреле 1921 г. начала работу радиустановка в Прилуках, в мае 500 метровую антенну установили в Соснице, в октября того же года заработало радио в Городне. В 1922 г. появилась радиоантенна на колокольне Новгород-Северского мужского монастыря.

В октября 1922 г. черниговская газета “Красное знамя” сообщила, что к очередной годовщине Октябрьской революции во многих городах губернии заканчивается монтаж радиоприемников, в частности, они уже работают в Остере и Новгород-Северском, а в Козелец, Борзну и Кролевец командированы специалисты для их установки.  В заметке также сообщалось, что “в губотделе связи имеются 6 резервных аппаратов, которые в ближайшее время появятся в наиболее крупных, еще  нерадифицированных городах Чернигова.”

Для чего это было нужно?  

Главной целью радиофикации Черниговской губернии в начале 20-х XX в. была организация надежной связи, в первую очередь с Москвой и Харьковом, благодаря чему власти региона и население получали актуальную информацию о событиях в республике и за рубежом.

Кроме того, по радио передавались материалы для агитации населения, на базе которых печатались листовки, афиши, плакаты. Отметим, что это вопросу тогда уделяли особое внимание.

Радиофикация или радиофикция?

Уже в первые годы правления большевиков, в стране сформировалась своеобразная система проведения масштабных кампаний по любым, даже пустяковым, поводам. Задачи таких мероприятий, как правило, были глобальными. а результат должен был поражать воображение.  Радиофикация все Украины в 1922 г. была именно такой. Инициатива по ее проведению принадлежала Всеукраинскому центральному исполнительному комитету (ВЦИК), постановившего, что вся территория республики должна быть покрыта сетью приемных радиостанций в самые кратчайшие сроки.

Очевидно, что планы эти были не реальны. Масштаб поставленных задач и скорость их  выполнения не отвечали существовавшим возможностям. Поэтому уже летом 1923 г. газета “Красное знамя” писала, что “ радиофикация в республике превратилась в радиофикцию.” А в качестве примера в статье указывалась Черниговская губерния. 

Так, местная радиостанция называлась “брошенной на произвол судьбы”, люди, занимавшиеся ее обслуживанием “случайными и ничего не понимающими в радиоделе”. В свою очередь, говорилось в статье, киевский округ связи, отвечающий за работу предприятия, не интересуется его судьбой. Автор текста также критически отозвался о качестве радиоприемников в городах губернии, из-за их малой мощности, а единственным, более-менее сносно работающим, назвал оборудование в Нежине и Конотопе.

Товарищество друзей радио

Видимо, критика возымела действие, потому что в ближайшие годы ситуация с радиофикацией Черниговщины кардинально изменилась в лучшую сторону. 

 Помочь в реализации государственной программе решили аматоры. В 1924 г. Чернигове появилась организация радиолюбителей, задачей которой было “объединение коллективов и отдельных людей, изучающих радиотехнику с культурной целью.” А в декабре 1925 г.  состоялся первый окружной съезд “Товарищества друзей радио”, на котором было принято решение о вступлении черниговской организации во Всесоюзное товарищество. Съезд также постановил — начать сбор средств на строительство в Чернигове “приемно-передающей радиостанции”.

Следующие несколько лет объединение “друзей радио” занималось практическими задачами — организацией сети радиоприемников по селам и добилась в этом деле больших успехов. Кроме того, с подачи товарищества в населенных пунктах заработали передвижные радиостанции, а в Чернигове появился, выписанный из Москвы, девятиламповый громкоговоритель, слушать который иногда собиралось полгорода. 

Известно также что в планах организации значилось: “ создание в Чернигове микрофонной радиопередающей станции, с радиусом слышания в 30 верст”.

В конце 1925 г. начале 1926 г. заработали громкоговорители в селах Репки и Олишевка, где их одновременно могли слушать 100-150 человек.

Возможности местных радиостанций были ограничены, из-за небольшой мощности приемников их могли слушать только в ближних селах. Для того же, чтобы охватить все население губернии, нужно было строить соответствующую радиостанцию.

В это время в СССР установкой таких передатчиков занималось акционерное товарищество “Широковещание по радио. Радиопередача”, находившееся в Москве.

В августе 1926 г. “Радиопередача” обратилась в Черниговский окружком с предложением построить в городе радиостанцию мощностью 1 кВТ, с антенной радиусом действия — 100-150 верст для детекторных приемников и 400-500 для четырехламповых. 

К сожалению, это предложение не получило поддержки местных властей. Почему, до конца не ясно. Возможно, идею погубили местные бюрократы, а скорее всего, у бедной Черниговщины просто не было на это средств. За установку радиостанции “Радиосвязь” запросила 38 тыс. руб. и еще 2  тыс. за трансляционный приемник, для передач из Москвы. 

Тяжелые времена для всех, кроме радио

Таким образом, к концу 1927 г. в Черниговском округе насчитывалось — 30 радиоустановок, из которых половина находилась в селах. Это была сравнительно небольшая сеть, да и губернский центр был не полностью радиофицирован.

Однако  в ближайшие несколько лет ситуация кардинально изменилась. Переход к централизованной системе управления  в СССР, в начале 30-х годов, положительно сказался на развитии отрасли.  В 1936 г. в Чернигове уже было более 9 тыс. радиоточек,  к тому же у многих жителей города были собственные радиоприемники.

В целом же до начала советско-германской войны, в Украине, работало 10 радиостанций, насчитывалось 1303 тыс. радиоточек, из которых более 260 тыс. были в селах. Радиотрансляции велись из Киева,Харькова, Одессы, Днепропетровска,Донецка, Винницы и Чернигова, который к этому времени стал областным центром.

Во время войны 1941-1945 гг. радиостанция в Чернигове и радиосеть были уничтожены,

Возобновил работу местный радиоузел в конце 1943 г. после освобождения области от фашистов. А уже в 1945 г. коллектив Черниговской радиосвязи, располагавшийся на ул. Рабочей, состоял из двух цехов, проектной группы, мастерской и производственной лаборатории.

Радиосеть Черниговщины от хрущевской оттепели до распада СССР

50-60 годы стали определяющими для  развития радиосвязи в Черниговской области. В 1953 г. в регионе работало 125 радиоузлов и 63 тыс. радиоточек, в два раза больше чем до войны.

В 1957 г. Черниговский радиоклуб построил коротковолновую радиостанцию, мощностью 200 Вт., что позволило установить связь со всеми континентами и тысячами радиолюбителей.

31 января 1961 г. в Чернигове заработала коротковолновая радиостанция, транслировавшая первую республиканскую программу. А в ноябре того же года в городе открылся Дом радио, с дикторской, концертной студией и аппаратной звукозаписи.

В 70-80 е число радиоточек в Черниговской области неуклонно росло. В 1981 г. их было 534 тыс. и  200 тыс. радиоприемников. В регионе тогда работало 3 радио ретранслятора — в Чернигове, Холмах и Прилуках.

В 1992 г. после распада СССР была создана Украинская телерадиовещательная компания, куда, как структурное подразделение вошло и Черниговское областное объединение   телевидения и радиовещания. А 30 января 1992 г. в эфир впервые вышла студия “Новый Чернигов”, что ознаменовало начало новый эры в развитии регионального радиовещания, уже в независимой Украине.

Телефонизация черниговской губернии: когда телефон был еще роскошью, а не средством общения

0

До середины XIX в. общение на расстоянии было делом непростым. В таких случаях, сообщает сайт chernigiv-future, на помощь приходила почта, однако письма и сообщения шли долго, поэтому люди предпочитали встречаться, а не переписываться.

И чем быстрее развивались технологии, тем очевидней становилась необходимость изобретения принципиально нового способа передачи информации. И он появился. Первым был телеграф, а затем телефон. 

В этой статье мы расскажем о телефонизации Черниговщины, как появилась в городе первая станция, сколько стоило провести телефон и какими были правила пользования связью.

Вместо почты телеграф, вместо телеграфа телефон

Первую телеграфную линию в Российской империи проложили  между Москвой и Санкт-Петербургом, в 1851 г. А в Чернигове телеграфная станция появилась через 8 лет, в 1859 г. Учреждение находилось в подчинении почтового ведомства и работало ежедневно, без выходных и праздников, с 8 утра и до 8 вечера. 

Впрочем, как стало ясно вскоре, телеграф был только первым шагом информационной революции XIX в. Это приспособление было полезно во многих начинаниях. Телеграф значительно повысил эффективность работы государственных структур, увеличил скорость банковских операций,  был незаменим в военном деле. Однако для индивидуального использования, громоздкий, сложный в обслуживании аппарат, не годился. Для ежедневного общения на расстоянии нужно было что-то более удобное и компактное.

Таким изобретением стал телефон, созданный в 1876 г. англичанином Александром Беллом. 

Уже в 1882 г. телефонная компания Белла подписала с российским правительством договор, в соответствии с  которым обязалась создать телефонную сеть в самых крупных городах империи. А конкретно, в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Риге, Варшаве. Реализация проекта шла быстро, и через 2 года  к телефонизации подключился Киев, Вильнюс, Ростов-на- Дону, Минск. 

К 1893 г. в Российской империи было 29 государственных и 15 частных телефонных компаний. Государственная сеть обслуживала более 3 тыс. абонентов, а частные, более 7 тыс. 

Что касается самих телефонных аппаратов, то самой популярной была модель Белла-Блека, а самыми модными и дорогими считались “микротелефоны” от шведской компании “Эрикссон”.

Как собирали подписи на телефонную сеть

В конце XIX в. Чернигов был сравнительно небольшим населенным пунктом, поэтому городу пришлось какое-то время  ждать пока волна прогресса докатиться до него. 

Когда же время пришло, оказалось, что созданию телефонной сети препятствуют определенные бюрократические процедуры. Так, по указанию почтового ведомства, для обустройства телефонной линии в городе нужно было собрать не менее 30 подписей желающих стать абонентами. 

Кстати, сделать это, несмотря на небольшое, на первый взгляд, количество подписчиков, было непросто, поскольку  телефонный аппарат стоил дорого, процедура подключения была не дешевой, соответственно позволить себе это мог далеко не каждый. 

Сбор подписей для создания телефонной сети в Чернигове начался в январе 1894 г. по инициативе тогдашнего губернатора Евгения Константиновича Андреевского.  Организаторам удалось довольно быстро найти около двух десятков желающих, но дальше дело застопорилось. И чтобы не сорвать мероприятие, пришлось добровольно-принудительно “приглашать” отдельных государственных служащих и общественные организации. 

Эти меры дали нужное количество подписчиков. 

В результате 17 февраля 1894 г. начальник Полтавского почтово-телеграфного округа разрешил создать проект и рассчитать смету по созданию в Чернигове телефонной станции.

11 марта 1894 г. министр внутренних дел И.М. Дурново утвердил “Условия пользования Черниговской телефонной сетью, которая обустраивается и эксплуатируется правительством”. 

На что имеет право абонент?

Через несколько месяцев этот документ опубликовали в “Черниговских губернских ведомостях”. 

Там же размещалась инструкция для желающих приобрести телефон. Согласно ей, процедура начиналась с подачи письменного заявления и внесения гербового сбора. Интересно, что отдельным пунктом  в инструкции шел запрет на создание “локальных” телефонных систем между частными особами и организациями, а монтаж телефонных линий разрешался только в пределах жилого дома или учреждения. 

С центральной станцией телефон соединялся специальным кабелем, проложенным за счет государственных средств. Отметим также, что тогда государству принадлежали не только центральные линии, но и аппараты, и индукционные звонки, и даже громоотвод, за повреждение которого с пользователя могли вычесть его полную стоимость.

Какие же права были у абонента?

Он мог выбрать место  для установки телефонного аппарата,правда, при этом был обязан согласовать свое решение с владельцем дома. 

Кроме того, пользователям категорически запрещалось брать и отдавать в аренду телефон. Нарушителям грозил крупный штраф и продолжительный запрет на  пользование этим средством связи.

Все абоненты равны, но есть равнее 

В те времена пользователи телефонной связи  в Чернигове делились на 2 категории… в зависимости от места проживания. Первая, те, чьи дома находились на расстоянии не более 2 верст ( примерно 1.07 км) от центральной станции, вторая, те, кто жил дальше. Расстояние  жилья от “базы” напрямую влияло на размер абонентской платы. Так, если первая категория пользователей платила 100 руб. в год., то вторая на 25 рублей больше за каждую дополнительную версту.

Минимальный срок договора между абонентом и станцией связи устанавливался в пределах 1-2 лет. Сразу после подписания договора, клиент первой категории вносил абонплату за полгода вперед, а второй категории — за год. Остальные платежи вносились ежемесячно. Если пользователь задерживал оплату на 10 и более дней, его отключали от линии.

Что мешало всеобщей телефонизации?

Одним из  главных препятствий здесь, безусловно, была высокая стоимость аппаратов. Идеи изобретателей опережали  возможности промышленного производства, поэтому даже после прекращения действия “монополии Белла” и появления конкурирующих компаний, ситуация существенно не изменилась.

Характерно, что после открытия телефонной станции в Чернигове главная газета города — “Черниговские губернские ведомости” стало активно знакомить читателя с новинками рынка аппаратов связи. Так, 11 сентября 1894 г. “Ведомости” опубликовали статью о  нью-йоркской компании, создавшей простой и удобный аппарат “с приемниками-передатчиками, звонками и батареями”. В заметке говорилось, что “телефон не нуждается в индукционной катушке и подходит для частных помещений”. Здесь же указывалась и стоимость новинки — 5 дол. за штуку, что по тому курсу равнялось 10 руб.

Открытие Черниговской телефонной станции и ее первые руководители

Все необходимые материалы — провода, изоляторы и прочее, доставили в Чернигов в июле 1894 г. Столбы привезли из Новгород-Северского.  Открытие станции назначили на 21 октября 1894 г. Накануне “Черниговские губернские ведомости” сообщили, что торжественная часть мероприятия начнется с молебна в 2 часа дня. 

Очевидно, что все прошло гладко, поскольку телефонная станция,  находившаяся на втором этаже двухэтажного здания почтово-телеграфной конторы на ул. Николаевской, 34 (современная Святониколаевская), после этого заработала в штатном режиме.

 Первым руководителем учреждения стал Алексей Лукич Малькевич-Ходаковский. Он возглавлял станцию до 1901 г. После него начальники менялись чуть не каждый год, пока в 1905 г. на этот пост не назначили Ивана Фридриховича-Маркса, который руководил предприятием  почти 10 лет, до 1914 г.

Отметим, что серьезных жалоб на работу станции от абонентов не было, а все технические проблемы ее сотрудники решали быстро. Известно, что в 1915 г. в Чернигов с проверкой приезжал главный механик Киевского телеграфного ведомства, инженер В. И. Никольский, который “осмотрел оборудование станции и остался доволен ее состоянием”.

Как в Чернигове появилось свое телевидение?

0

Телевидение в Чернигове прошло сложный и неоднозначный путь развития от обычной деревянной телевизионной башни к современному передающему центру. Когда-то здесь диковинкой был огромный приемник с маленьким экраном и водяной линзой, а сегодня никого не удивишь плазмой, по которой можно смотреть не только эфирное ТВ, но и контент из интернета, в частности YouTube. Дальше на chernigiv-future.

О развитии телевидения в областном центре и во всей стране, рассказал журналистам Svoboda.Fm Анатолий Булацен, начальник Черниговского цеха РТПС.

Начало развития телевидения

Первая передающая станция возникла в городе еще в начале 50-х годов XX столетия. Она была расположена на Лесковице возле исправительного учреждения. Понятно, что к тому времени серьезной оснастки еще не было: станция представляла собой обычную деревянную опору для поднятия антенны повыше. Передатчик был слабеньким: его мощности едва хватало на то, чтобы покрыть всю территорию города. Горожане могли смотреть одну программу из российской столицы.

В 1956 году КПУ приняла решение построить в Чернигове новую телевизионную станцию. В СССР все делали по одинаковым, типовым проектам. Поэтому черниговская станция похожа на своих «побратимов» в Воронеже, Гомеле, Львове и прочих населенных пунктах бывшего Советского Союза.

Все крупные предприятия Чернигова «сбрасывались» на это строительство. Черниговская телевизионная станция появилась благодаря деньгам фабрики музыкальных инструментов, мебельной фабрики и Комвольно-суконного комбината.

1 декабря 1959 г. в городе возникла красавица –156-метровая вышка. Она стала передавать программы Центрального телевидения. Распространение сигнала обеспечивал французский 5 кВт передатчик. Максимальная дальность передачи составляла 50 км.

Это любопытно. Телевидение в СССР появилось еще в 30-е годы прошлого столетия. В 1947 Сталин подписал постановление о строительстве Киевского телецентра. Но до начала строительства вождь народов не дожил. Поэтому место для строительства выбирал его преемник, Никита Сергеевич Хрущев. 5 ноября 1951 можно считать датой, начиная с которой отечественное телевидение начинает развиваться как целостная система. В начале 60-х телевизионный сигнал могли принимать уже в 10 областных центрах советской Украины.

Интересно, что в иных республиках бывшего СССР развитие телевидения происходило несколько медленнее. В Гомеле в 1953 году только приняли решение создать любительский телецентр. Его работа началась в 1956 году. И только в 1960 году на месте любительского появился промышленный телецентр.

Но вернемся в Чернигов. Даже после появления современной в тогдашнем понимании телевизионной станции смотреть телеприемник могли далеко не все черниговцы. У людей было мало телевизоров. Приемник считался тогда предметом роскоши. Для приема сигнала антенну нужно было разместить на определенной высоте. Сделать это было довольно проблематично, поскольку большинство домов в Чернигове были одноэтажными. О трансляции местных программ в те далекие времена можно было только мечтать. Так что люди могли «наслаждаться» одними программами из союзной столицы.

Телевизионный сигнал из СССР в страны Западной Европы передавали по специальному кабелю. По кабелю сигнал шел и в обратном направлении, из Европы в «страну советов». В СССР сигнал соответствующим образом обрабатывался и подавался в цензурированном виде. Однако работники телевизионной станции имели эксклюзивное право смотреть новости в чистом, еще не обработанном варианте. Анатолий Булацен вспоминает, что, когда всем показали небольшую трансляцию об высадившихся на Луну американцах, он с коллегами смотрел ту трансляцию практически до утра.

Как появилась вторая телепрограмма

6 марта 1972 г. партийное руководство приняло историческое решение о введении в Союзе вещания из двух программ. В 1973-1974 годах на черниговском телецентре достроили специальное здание и установили чехословацкое оснащение «Tesla». В 1974 году своя телевизионная станция возникла в Прилуках, через 5 лет – в Холмах. В 1991 году это произошло в Бахмаче, а в 2001 году – в Новгород-Северском.

В 1980 году, как раз к Олимпиаде, была построена первая радиорелейная линия. Сигнал начали передавать на станции с помощью этой линии, а не по кабелю, как раньше. Теперь общая протяженность РЛ-линии на Черниговщине составляет почти 500 км.

Это любопытно. Первые телевизионные приемники в городе продавались в магазине «Культтовары» по улице Ленина. Люди так хотели приобрести себе телевизор, что готовы были ночевать в очереди за ним. Массово приемники начали появляться в начале 80-х. Но используемая для трансляции сигналов техника по уровню своего развития всегда стояла «на шаг впереди» парка телевизоров. Когда по всему СССР начали транслировать цветное телевидение, соответствующих приемников почти ни у кого не было.

Как вторая программа стала первой

В СССР, конечно, в приоритете была сетка центрального телевидения, транслировавшего передачи с «белокаменной». Этой сеткой покрывалась вся территория нашего государства. Затем советское руководство приняло решение о развитии Второй телепрограммы. Но так скоро телевизионные станции не строятся. Потому республиканские программы могли смотреть только на 70% территории.

В 1991 году, когда наше государство обрело независимость, возникла парадоксальная ситуация. Украина выделяла средства для поддержки сети, по которой транслировались программы страны-соседки.

И тогда было решено провести «рокировку»: республиканские программы начали показывать по покрывавшей всю страну общесоюзной сетке, а российские перевели на сетку с меньшей мощностью, с 70% покрытия.

Анатолий Булацен вспоминает, что тогда на передающий центр обрушились гневные звонки, некоторые абоненты даже матерились.

Возникновение местного телевидения

В ноябре 1991 г. в городе впервые появилось свое местное телевидение. На пятом канале был запущен канал «АТ-5». Сигнал от этого канала покрывал весь город. Передатчик был небольшой мощности – всего 100 Вт.

Записанные на видеокассетах программы приносили на станцию, ставили на стул видеомагнитофон, подключали к передатчику и так транслировали записанное людям в эфир.

Через некоторое время этот передатчик начал транслировать по очереди областное и городское телевидение. А потом к станции проложили кабель и начали трансляцию программ прямо из студии.

Сейчас на станции используется другой передатчик, мощнее тогдашнего в 10 раз. Он работает в дециметровом диапазоне на 62 канале.

Черниговский телевизионный передающий центр сегодня

Сегодня черниговский телевизионный передающий центр транслирует не только чисто телевизионные передачи, но и эфиры FM-станций, предоставляет услуги провайдерам интернета и операторам мобильной связи.

Здесь работают несколько десятков чисто технических работников – все они заканчивали киевские и одесские вузы. Обязательно работники должны иметь безупречное состояние здоровья. Это касается не только физического, но и психологического состояния.

Несколько раз от местных жителей поступали жалобы о вредном влиянии излучения телевизионной вышки. Однако каждый раз эти упреки опровергались. Ни работники самой телевышки, ни представители санэпидемстанции не находили никаких подтверждений превышения уровня излучения.

Как выбрать механический редуктор 

0

Для обеспечения более эффективной работы электродвигателей применяют редукторы, которые понижают усилие, производимое мотором. Они предназначены для передачи мощности на производственные механизмы.

Классификация приборов

Прежде чем купить редуктор, необходимо изучить предлагаемый ассортимент, выяснить, какой именно тип механизма нужен, его основные характеристики. Редуктор представляет собой прочный металлический корпус с набором шестерен различного диаметра внутри. Благодаря расположению под разными углами, особенной заточке и сцеплению зубьев шестеренок удается существенно снизить угловую скорость двигателя и одновременно увеличить крутящий момент.

Современные производители предлагают такой ассортимент редукторов:

  • Цилиндрические характеризуются высоким КПД, оснащены обратным ходом. Выпускаются в горизонтальном и вертикальном варианте.
  • Червячные имеют плавный ход, небольшие размеры, умеренную шумность при вращении.
  • Планетарные относятся к самым прочным конструкциям, выдерживают большие нагрузки.
  • Конические выделяются компактными размерами и доступной ценой.

Редуктор, совмещенный с мотором, используется во многих отраслях промышленности, в бытовой сфере, на транспорте. Устройства с успехом применяют при автомобилестроении, изготовлении сельскохозяйственной техники, производстве строительной и бытовой техники, разнообразных станков, конвейерных лент, горнодобывающего оборудования.

Критерии выбора

Чтобы приобретенный агрегат прослужил долго, при этом эффективно выполнял работу, необходимо обращать внимание на следующие характеристики:

  • Физические показатели (частота вращения вала, напряжение, мощность, время безостановочной работы и др.). Значения указываются на самом приборе, в инструкции к нему и на сайте производителя.
  • Внешние условия эксплуатации должны соответствовать заявленным (влажность воздуха в помещении, температура).
  • Тип редуктора и способ зацепления зубьев. Обязательным условием правильной работы и плавного хода является совместимость всех элементов.
  • Угловые скорости и отношение этих параметров на двух валах между собой.
  • Размеры редуктора.

Необходимость в приобретении механизма возникает при замене износившегося оборудования, при реконструкции и модернизации предприятия. Особенностью современных моделей является возможность их замены на аналогичный вариант с сохранением производственных показателей.

История первого трамвая в Чернигове, который так и не выехал на маршрут

0

Конец XIX в. в истории человечества — это в первую очередь революция в сфере транспортных средств. Лошадей,  которые на протяжении веков, были единственным средством передвижения и доставки грузов, массово заменяют механические приспособления. Это, сообщает сайт chernigiv-future, было время первых автомобилей, троллейбусов, поездов и, конечно, трамваев, появившихся благодаря еще одному эпохальному научному открытию — силы электричества.

В этой статье мы расскажем о долгой истории рождения трамвайного движения в Чернигове, когда должен был появиться первый трамвай, и почему он так и не выехал на свой маршрут?

Зачем придумали трамвай?

Характерным явлением мировой экономики в XIX в. было бурное развитие промышленности и рост городов, что, в итоге, привело к транспортному кризису и  даже местами к коллапсу.  Массы людей ежедневно преодолевали большие расстояния, чтобы добраться на работу, а в конце дня, вернуться домой. Гужевой транспорт — брички, повозки, омнибусы и прочее, не справлялся с многократно возросшим пассажиропотоком. Было очевидно, что назревает революция в сфере общественного транспорта. 

Так и случилось. Появилось много новых транспортных средств, в том числе и трамвай, сначала на конной тяге (конка), а с конца XIX в. и на электрической.

К сведению, изобретение принципа движение трамвая на электрической тяге принадлежит украинцу, уроженцу Херсонской губернии, Федору Пироцкому.

Что касается первого электрического трамвая в Российской империи, то он появился в 1892 г. в Киеве. В 1894 г. трамвайная транспортная система заработала во Львове(тогда Австро-Венгрия), в 1897 г. в Житомире и Елисаветград (Кропивницкий).

Трамвай с третьей попытки

Чернигов также не пас задних в плане технического прогресса и если б все сложилось удачно, то в нашем городе трамвай появился бы раньше первого автомобиля, но увы…

Все началось в 1894 г. когда в Чернигове заработала первая электростанция, находившаяся на сегодняшней улице Гетмана Полуботка. Мощность предприятия была относительно небольшой — оно обеспечивало электроэнергией чуть более 70 точек в городе.

В городском бюджете, как водится, денег на более мощную станцию не было, и депутаты Черниговской думы искали частного инвестора для нового проекта.  И в конце концов такой человек нашелся. Им оказался местный предприниматель, некий г-н Конфельд. Дума предложила ему выкупить электростанцию. Конфельд согласился и более того обязался после ее реконструкции сделать в городе трамвайную линию..

Оставалось только оформить договоренность, но, к сожалению, на пути черниговского трамвая, встала банальная человеческая жадность. Владелец электростанции Матвей Зюков затребовал нереально большую сумму за свое предприятие. Сделка не состоялась, Чернигов остался без электричества и трамвая.

Впрочем, как оказалось, идея не умерла. К ней в начале 20-х годов вернулись большевики. В 1924 г. местная газета “Красная знамя” сообщила, что власти рассматривают проект по созданию в городе трамвайной линии.

После предварительных расчетов определили, что в Чернигове будет 2 линии: “Красная площадь-Бобровица” (ул. Шевченко — музей Тарнавского) и Новоказарменный участок (завод “Октябрьский молот”) — Вокзал. Общая протяженность линий, по которым должны были двигаться 3 трамвая, предполагалась — 8.5. км. Двигатели к мотовагонам должны были сделать в цехах  “Октябрьского молота”.

Подсчитали и стоимость трамвайных билетов. Так, за проезд от “Кавказа”, через Красную площадь и Старокиевскую, до завода “Октябрьский молот”, пришлось бы платить 5 копеек, а проезд от Вокзала до “Кавказа” стоил 20 копеек. За багаж предполагалось брать дополнительно 4 копейки за пуд (16, 4 кг). 

Дело очевидно шло к воплощению в жизнь, поскольку к концу 1924 г.  уже было подсчитано количество шпал и рельсов и составлена смета. Стоимость проекта определялась в 130 тыс. руб., а годовой доход от перевозки в 62 тыс. руб. В смету также внесли и расходы на прокладку рельсов через Десну. Однако в 1925 г. то же “ Красное знамя” сообщило, что “вопрос о трамвае в Чернигове… отложен на неопределенное время”.

Отметим, что в этом деле была еще и третья попытка. Она оказалась удачной, и  Чернигов все же получил свой трамвай, правда, случилось это не скоро, аж после окончания Второй мировой войны.

Чернигов железнодорожный: его первый вокзал, пассажиры и поезда

0

История железнодорожного транспорта в Чернигове началась в далеком 1895 г. с узкоколейки, проложенной от Крут. Станция Старый Чернигов в то время находилась на левом берегу Десны, за несколько километров от города. Поэтому, сообщает сайт chernigiv-future, пассажиров и грузы туда и обратно доставляли на повозках и бричках.

Длина узкоколейки была менее 80 км, но этот короткий отрезок железной дороги соединил Чернигов с быстро растущей Московской-Воронежской линией, и сделал город частью транспортной системы империи. 

Между Первой и Второй мировой войной

В 1914 г. началась Первая мировая война, за ней наступил период смуты и гражданской войны, после которой к власти пришли большевики. В 20-х годах, когда экономика в СССР более-менее стабилизировалось, необходимость в железнодорожных перевозках грузов и пассажиров резко возросла. Построенная в конце XIX в. узкоколейка уже не отвечала современным требованиям, поэтому в 1924 г. началась активная прокладка широких железнодорожных линий до Овруча, Прилук, Гомеля.

Во второй половине 20-х годов в Чернигове уже было свое паровозное депо и новый мост через Десну. После этого ж\д станцию перенесли  с левого берега на правый, и Чернигов обрел статус важного железнодорожного узла.

Станция находилась на западной окраине Чернигова, недалеко от нынешней Привокзальной площади. В июле 1941 г. ее здание разбомбили немцы.

Кстати, те же немцы и построили новую станцию, вместо уничтоженной, правда, уже пленные, после освобождения города. Тогда же, в конце 40-х, территории железнодорожного узла открылась и школа на 700 учеников.

Послевоенное время

В 1949-51 гг.  в Чернигове появился собственный железнодорожный вокзал, который стоит по нынешний день и официально считается архитектурным памятником. 

Это здание создано по проекту  Г.И Гранаткина, но есть основания предполагать, что здесь также не обошлось без пленных солдат вермахта, уж слишком много в нем от типичных немецких построек, а вот от “хрущевок”, которые создавал архитектор Гранаткин, нет ничего.

Помимо чудесного вокзала, в начале 50-х гг., из Чернигова открываются новые железнодорожные линии  в нескольких направлениях и начинают регулярно ходить поезда. 

Всего за 3 года тогда было сдано в эксплуатацию более 500 км железных дорог, построено паровозное депо, больница, поликлиника и поселок железнодорожников.

 В конце 60-х в СССР заканчивается эпоха паровозов. Им на смену приходят тепловозы, работавшие  на  дизельном топливе. Старое депо в Чернигове не соответствовало новым техническим требованиям и пришлось его основательно перестраивать. Так, на территории депо появилась емкость-хранилище для топлива, насосные, ремонтные цеха, котельная, автомастерские.

В 1986 г. когда на Чернобыльской АЭС взорвался реактор железнодорожный узел в Чернигове работал в режиме нон-стоп и выполнял большой объем перевозок грузов, необходимых для ликвидации аварии.

В это же время началась реконструкция станции Чернигов. В частности, был электрифицирован участок Чернигов — Славутич — Семиходы — ЧАЭС, после чего стрелки на железной дороге стали переводиться автоматически, а профессия стрелочника навсегда ушла в прошлое.

Наши дни

В конце 90-х гг., уже в независимой Украине, железнодорожная инфраструктура Чернигове и региона существенно обновилась. В 1999 г. линию Чернигов-Нежин электрифицировали.

 Открытие движения на ней прошло в торжественной обстановке, в присутствии тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы.

В том же году в Чернигове отремонтировали вокзал, после чего там появился даже “президентский” зал. Через несколько лет его перекрасили в красно-белый цвет, что, с нашей точки зрения, его совсем не испортило, а сделало еще более привлекательным.

Тормозные колодки: типы и особенности выбора

0

Один из элементов ходовой части автомобиля, который сложно переоценить — тормозная колодка. От ее состояния зависит, как автомобиль будет вести себя на дороге, следовательно, безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Как выбрать тормозные колодки и не прогадать, рассказали специалисты крупнейшей в Украине сети СТО и магазинов автозапчастей АТЛ.

Принцип работы колодки

Он прост — тормозные колодки прижимаются к тормозным дискам, которые жестко сцеплены с колесами, и за счет возникающей при этом силы трения останавливают вращение. Автомобиль тормозит.

Чем ниже степень износа колодки, тем лучше ее сцепление с поверхностью тормозного диска и тем эффективнее торможение.

Какие бывают колодки

Современные тормозные колодки в зависимости от материала изготовления делятся на четыре типа:

  • На базе органических материалов с долей сплава в составе менее 30%. Основа такой колодки — сочетание различных материалов: карбона, резины, стекла и т.д. Главная особенность этого типа – хорошая устойчивость к высоким температурам.
  • Полуметаллические – железа, стали или меди в такой колодке не менее 60-70%. Это основа, остальное наполнение – нанесенные по поверхности составы с повышенными фрикционными характеристиками. Сегодня это наиболее популярный тип из-за оптимального сочетания цены, качества и долговечности.
  • Керамика. Высокая плотность, термостойкость и небольшой вес – главные преимущества керамических колодок.
  • На 100% металлические колодки при высокой цене наиболее эффективны. Если есть желание эксплуатировать колодки максимально долго и с высокой степенью эффективности, следует отдать предпочтение именно металлу.

Как понять, что колодка изношена

Определить степень износа поможет специальная маркировка на поверхности колодки или система датчиков (более современные автомобили), которая предупредит, что пора менять колодку. Также задуматься о замене помогут такие признаки, как замедленное или слишком резкое торможение, появление посторонних шумов при нажатии на тормоз педали и вообще странное поведение авто при торможении.

Как выбрать

Выбирать колодки можно с помощью системы фильтров в каталоге онлайн магазина сети АТЛ. Если уверенности в правильности выбора нет, следует воспользоваться поиском нужной детали за VIN-кодом или обратиться к консультанту компании – он поможет найти действительно оптимальное решение.

Нужно ли покупать планшет школьнику в Чернигове

0

Лето подходит к концу и вскоре школьники снова вернутся к учебе. Поэтому уже сейчас важно позаботиться о необходимых аксессуарах, чтобы сделать процесс обучения более комфортным. Существует заблуждение, что планшет ни в коем случае не нужен в школе, ведь он является лишь средством для развлечений.

Преимущества использования планшетов в обучении

Благодаря многофункциональности планшеты могут легко заменить немало школьных принадлежностей. Рассмотрим более подробно основные преимущества использования гаджетов.

  1. Прежде всего, один планшет lenovo может заменить большое количество учебников и книг. Таким образом, ребенок не перегружается, ведь не носит все книги ежедневно в рюкзаке. Учебники компактно собраны в одном месте.
  2. Во-вторых, на планшете можно установить немало полезных приложений, которые помогут в выполнении школьных заданий. Они способствуют лучшему освоению материала, благодаря чему учащийся может самостоятельно справиться со школьными уроками. Однако следует помнить, что есть и такие приложения, которые самостоятельно решают математические задачи, на них стоит поставить защиту, чтобы школьник не злоупотреблял планшетом.
  3. Часто бывают случаи, когда ребенок просто не успевает записывать материал за учителем. В таком случае можно записать урок на диктофон или сфотографировать информацию из школьной доски. Тогда ребенок дома с помощью планшета сможет спокойно овладеть пройденным уроком.

Не следует опасаться, что ребенок будет использовать гаджет исключительно для развлечений, ведь нужно выделять время и на отдых. После перерыва мозг лучше работает и воспринимает информацию.

Где купить качественный и стильный планшет для школы в Чернигове

На рынке представлено немало планшетов разных производителей и с разным набором технических характеристик. Если вы не хотите тратить время на поход по магазинам и супермаркетам, советуем воспользоваться услугами интернет-магазина Stylus.

Здесь вы сможете выбрать гаджет в соответствии с вашими пожеланиями и бюджетом. К примеру, хорошим вариантом является планшет Lenovo Tab M10 Plus FHD 4/128GB Wi-Fi Iron Grey. Кроме стильного и лаконичного вида, гаджет оснащен мощным процессором и имеет 4 гигабайта оперативной памяти для быстрой работы.

Планшет имеет большой дисплей с расширением Full-HD, благодаря чему чтение книг или развлечения становится более комфортным. Мощная батарея обеспечивает использование гаджета без дополнительной зарядки до 9 часов.

Благодаря удобному функционалу сайта интернет-магазина процесс заказа займет у вас буквально несколько минут. Планшет можно будет получить через услугу курьера или через отделение Новой почты.

Как выбрать детский самокат: 3 совета родителям

0

Катание на самокате – один из самых любимых видов активного отдыха для детей. Все потому, что в отличие от велосипеда им очень легко научиться управлять, а компактные габариты позволяют везде и повсюду брать «двухколесного коня» с собой. Если вы первый раз решили купить самокат в интернет-магазине, советуем ознакомиться с простыми рекомендациями, которые существенно упростят выбор. Необходимо хорошо ориентироваться не только в возрастных характеристиках модели, но и не забывать про акцент на качество и безопасность.

При выборе детского самоката – внимание к деталям

Итак, вы пришли в магазин или зашли на специализированный интернет-шоп. В обеих случаях перед вами открывается большой выбор различных вариантов. Как понять, какой из них подойдет конкретно вашему ребенку? Все очень просто, нужно лишь обратить внимание на такие факторы:

  • Высота ручки самоката. Для детей в возрасте 2-3 года она должна быть 50-75 сантиметров, для более старших мальчиков и девочек 4-5 лет – свыше 100 сантиметров. Чтобы высота была оптимальной, лучше всего делать акцент на модели с регулируемыми ручками.
  • Двухколесный или трехколесный. Опять-таки, это решение полностью зависит от будущего владельца данного транспорта. Если малыш совсем юный, то для его дополнительной уверенности в управлении лучше выбрать модель на три колеса.  
  • Материал колес. У вариантов для самых маленьких они изготовлены из пластика, для старшей детворы – из полиуретана и резины. Последние более устойчивые к регулярному механическому воздействию, поэтому имеют более длительный эксплуатационный срок.

При выборе модели обязательно стоит учитывать возможность замены расходных материалов: колес, руля, прорезиненных защитных элементов. Это существенно увеличит период службы самоката.

Дополнительные рекомендации

Для тех родителей, кто хочет порадовать своего малыша более многофункциональным приобретением, стоит обратить внимание на модели 3 в 1. Они оснащены специальным сиденьем, трансформация которого превращает самокат в беговел.

Также оптимальным решением для детского самоката является наличие ножного тормоза. Этот рычаг, установленный возле заднего крыла, обеспечит дополнительную безопасность для малышей во время езды.

Если же выбор пал на какую-либо интересную модель, но хочется узнать больше информации о ней, то наилучшим способом ее получить станет просмотр видеобзоров. В них озвучивается не только общая характеристика самоката, но и сильные, а также слабые стороны предлагаемого варианта.

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.